Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

Что будет дальше?

 

ИГОРЬ НЕЧАЕВ - главный редактор "Деревеньки"

 

Вот мы все проклинаем Советский Союз за «наше счастливое детство», а ведь его руководство делало все, чтобы расстояние между городом и деревней было как можно меньше. Логика здесь простая – России бог дал быть аграрной страной с ее необъятными плодородными землями, поэтому землю нужно возделывать. А кто испокон веков занимался землей? Правильно – крестьяне, сельчане. Даже в последние годы своего существования Советский Союз законодательно укреплял деревню.

 

 

Основные положения приоритетности развития материально-технической базы агропромышленного комплекса и социальной сферы села в структуре экономики страны были сформулированы Законом РСФСР «О социальном развитии села», принятым 21 декабря 1990 года. Социальная политика на селе предусматривала обеспечение опережающих темпов строительства жилых домов, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, объектов культуры, здравоохранения, социального обеспечения, коммунально-бытового назначения, автомобильных дорог, а также развития телефонизации, связи, радиофикации, телевидения, медицинского, бытового и других видов обслуживания. Устанавливалась система государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса с направлением на его развитие ежегодно, начиная с 1991 года, не менее 15% национального дохода. Вы только посмотрите, сколько было принято постановлений в январе 1991 года: «О развитии электрификации села в 1991-1995 годах»; «О жилищном и культурно-бытовом строительстве на селе в 1991-1995 годах; «О развитии водоснабжения сельских населенных пунктов в 1991-1995 годах»; «О развитии газификации села в 1991-1995 годах»; «О строительстве дорог на селе в 1991-1995 годах; «О развитии средств электрической и почтовой связи, радио и телевидения в сельской местности в 1991-1995 годах». Для контроля за ходом выполнения Закона РСФСР «О социальном развитии села» и названных Правительством Российской Федерации программ по возрождению российской деревни была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села. Начиная с 1992 года, в социальной сфере села, полностью лишенной государственной поддержки, кредитов Государственного банка и резкого сокращения инвестирования со стороны сельскохозяйственных предприятий, начался процесс ее развала. Попытка обеспечить социальную защиту сельского населения через органы местного самоуправления и передачу им объектов социальной инфраструктуры оказалась нереальной, прежде всего из-за отсутствия у последних финансовых ресурсов.

 

 

В результате экономических реформ, начатых в 1992 году, функции управления и финансирования социальной сферы села были переданы с федерального на местный уровень, что привело к прекращению финансирования программы «Возрождение российской деревни» из федерального бюджета и упразднению Комиссии Правительства Российской Федерации по социальному развитию села. Несмотря на принятие постановления Правительства Российской Федерации № 86 от 29.12.91 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», которым рекомендовалось колхозам и совхозам передать в муниципальную собственность социальную инфраструктуру села, на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей на 01.01.99 г. осталось более 76 млн. кв. метров обобществленного жилого фонда, 412 тыс. мест детских дошкольных учреждений, 423 тыс. ученических мест общеобразовательных школ, 1,6 млн. мест клубов и домов культуры, около 100 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 29 тыс. км внутрипоселковых распределительных газовых сетей, 16 тыс. км тепловых сетей и много других объектов. Сельскохозяйственные предприятия в 1998 году понесли затраты на их содержание более 8 млрд. рублей. Указ Президента России о выделении в бюджете отдельной строкой затрат на содержание социальной и инженерной инфраструктуры села, находящейся на балансе сельскохозяйственных предприятий, как на федеральном, так и на региональном уровнях реально не выполняется. К чему все это привело?

 

 

Жилой фонд

Сегодня значительная часть сельского жилого фонда находится в ветхом и аварийном состоянии. Ежегодное физическое выбытие жилого фонда не покрывается вводом нового жилья. Жители сел и деревень практически лишены самых элементарных коммунальных удобств. Сельский жилищный фонд в несколько раз хуже благоустроен, чем городской. Лишь на 36% он оборудован водопроводом, на 25% центральным отоплением и канализацией.

Школы

В последние годы в сельской местности наблюдается сокращение сети дошкольных учреждений. Начиная с 1991 года число дошкольных учреждений сократилось на 11,2 тыс. единиц (или на 28%), численность детей, воспитываемых в детских дошкольных учреждениях, сократилось на 924 тыс. человек (или на 46%). Две трети детей дошкольного возраста на селе воспитываются дома. По сравнению с 1991 годом сеть школ в сельской местности сократилась на 1131 единицу. В основном происходит сокращение малокомплектных школ. Ухудшается материально-техническая база сельских школ: 34% школ требуется капитальный ремонт, 7% школ находятся в аварийном состоянии, лишь 28% школ имеют все виды благоустройства.

Медицина

По сравнению с городским населением медицинское обслуживание селян находится в неудовлетворительном состоянии. Обеспеченность врачами на селе почти в 3 раза ниже, чем в городе, на 10 тысяч сельского населения приходится почти в 2 раза меньше коек в стационарах, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на селе в расчете на 10 тысяч жителей в 1,8 раза меньше, чем в городе. Из-за отсутствия финансовых источников для содержания учреждений здравоохранения начался процесс закрытия врачебно-больничных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий. За 1991-998 годы число врачебно-больничных учреждений, обслуживающих сельское население, сократилось на 1646 единиц. Сельские учреждения здравоохранения в современных условиях работают на самовыживаемости, не имея возможности оказать селянам нужную медицинскую помощь. Из-за нерентабельности закрыли почти всю аптекарскую сеть в сельском поселении Куликовское Дмитровского района.

 

 

Культура

На селе происходит свертывание сети учреждений культуры. За последние 8 лет количество клубов и домов культуры на селе сократилось на 9500 единиц. Это привело к тому, что сегодня половина сельских населенных пунктов не имеет ни стационарных, ни передвижных форм культурного обслуживания. Характерный пример – село Закубежье Сергиево-Посадского района Подмосковья. Местный клуб находится на грани закрытия. В 2010 году все мероприятия в клубе провели два работника без какой-либо поддержки местной администрации.

Торговля

Количество предприятий розничной торговли на селе с 1991 года сократилось на 71300 единиц (или на 42%), предприятий общественного питания на 32100 единиц (или на 75%). Розничный товарооборот потребительской кооперации в сельской местности сократился почти в 6 раз. Практически прекратила свое существование на селе сфера бытового обслуживания населения.

Дороги

До сих пор 139 или 7,5% из 1854 районных центров не связаны с автомобильными дорогами с твердым покрытием с республиканскими, краевыми и областными центрами и 1688 или 6,7% из 25444 центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий не соединены дорогами с твердым покрытием с районными центрами или с магистральными автодорогами. Около 25000 средних и мелких населенных пунктов, значительное количество крестьянских (фермерских) хозяйств и отдельных поселений не имеют подъездов с твердым покрытием. Строительство внутрихозяйственных автомобильных дорог на селе практически прекращено.

Энергетика

Более 50 процентов (из 2,3 млн. км) сельских линий электропередач и 300 тыс. трансформаторных подстанций из-за ветхости, износа и неудовлетворительного технического состояния требуют замены или реконструкции. По этим причинам потери электроэнергии в сетях составляют от 12 до 25 процентов. Ежегодно происходит свыше 55 тыс. отказов ВЛ-6-10 кВ в год, которые приводят к потерям значительного количества сельскохозяйственной продукции. Прекращение финансирования из федерального бюджета приостановило восстановительные работы на аварийных электрических сетях, что в ближайшее время приведет к еще большему ухудшению электроснабжения села. Ледяной дождь, прошедший накануне новогодних праздников доказал полный развал электрохозяйства Подмосковья.

Телефонизация

Сегодня средняя телефонная плотность в сельской местности составляет всего 8,6 телефона на 100 человек (в городах - около 18). Из 153 тысяч сельских населенных пунктов более чем в 45 тыс. пунктов телефонная связь отсутствует. В России принцип универсального обслуживания впервые был закреплен в 2003 году в Федеральном законе «О связи». В соответствии с этим законом в сельской местности началась установка таксофонов и пунктов коллективного доступа. По состоянию на 1 сентября 2010 года на территории России было установлено 148 тысяч 302 таксофона и 20 тысяч 847 ПКД. Возможно, этот закон хоть как то решит проблему связи в сельской местности. С радио и телевидением тоже есть очевидные проблемы. Не каждый житель отдаленных деревень готов купить себе комплект приема телевизионных спутниковых каналов. Вспомните Советский Союз, старые фильмы, где показывают лазающих по столбам электриков, устанавливающих репродукторы. В каждом деревенском доме была проводная радиосвязь. Делалось это в первую очередь за случай войны для оповещения жителей. А сегодня даже в городах исчезли радиоточки. В Советском Союзе новые многоэтажки без радиоточек в каждой квартире госкомиссией просто не принимались в эксплуатацию!

Газификация

Несмотря на то, что Российская Федерация занимает первое место в мире по запасам природного газа и объемам его добычи, газоснабжение сел и деревень сетевым газом находится на самом низком уровне. Объясняется это тем, что при создании системы добычи и транспортировки газа основной упор был сделан на создании мощных, в том числе экспортных потоков газа, с ориентированием на крупных промышленных потребителей. Газификация сельской местности осуществляется в основном только в пригородных районах. Уровень газификации природным газом в сельской местности составляет лишь 20,9 процента. То есть село снабжается в основном привозным газом по завышенным ценам. Если природным газом снабжается 36% всех населенных пунктов, то в сельской местности только 4%. В «глубинку» сетевой газ еще практически не пришел. Около 27000 сел до сих пор не имеют никакого газоснабжения. Удельный вес квартир, оборудованных сетевым газом, в общем числе газифицированных квартир на селе составляет 16% против 71% в городе. Остается низким потребление газа в сельском быту. На реализацию программы газификации села законом «О федеральном бюджете на 1998 год» предусматривалось направить 30 млн. рублей, из них Минфин России гарантировал профинансировать 20 млн. рублей. Однако свои обязательства Минфин России не выполнил. Строительство объектов газификации села осуществлялось в основном за счет средств территориальных бюджетов, сельхозпредприятий и населения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.98 г. № 1461 по представленным от субъектов Российской Федерации документам проводился расчет по целевому финансированию расходов федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности по газификации села. В результате Минфином России платежные поручения по взаимозачету оформлены только на 2,1 млн. рублей.

Программы

Аналогичное положение сложилось и с реализацией в 1998 году под программы «Крестьянский дом» федеральной целевой программы «Свой дом». Предусмотренные на программу «Свой дом» федеральным законом 217,2 млн. рублей, из которых 40% должны быть направлены на индивидуальное жилищное строительство в сельской местности, в 1998 году не финансировалось. В связи с этим объемы строительства индивидуального жилья на селе практически остались на уровне 1997 года. А что принесла селу федеральная целевая программа «Социальное развитие села на 2000-2005 годы»? Или федеральная целевая программа «Создание и сохранение рабочих мест в отраслях социальной сферы села»? Немного. Спросите глав сельских поселений об этих программах, что конкретно принесли они сельчанину? Ответ будет приблизительно одинаковым – программы не работают. А некоторые чиновники о них даже и не слышали!

 

 

Что будет дальше?

В 1898 году 87% населения России было сельским, в 1913 году эта цифра составляла уже 82%, в 1970 году – 38%, в 2007 году – 27%, а к 2025 году, по прогнозам ООН, сельское население нашей страны будет составлять всего около 4%! То есть чуть больше чем за сто лет все население страны переселилось из деревни в город. Впрочем, тенденция общемировая – все к тому же 2025 году больше половины населения планеты будет городским. Другое дело, что для разных стран это создает совершенно разные проблемы. Для какого-нибудь Люксембурга это не будет иметь абсолютно никаких последствий – там все государство размером едва ли больше Москвы. Для Китая или Индии это означает угрозу в плане обеспечения продовольствием – огромные массы людей просто нечем будет кормить. А вот для России проблема стоит еще более остро – дело даже не в еде, а в том, что огромные территории останутся пустыми. Простая математика. Если предположить, что 96% населения сконцентрируются в 10-15 городах, по площади равным Москве (а прогнозы говорят о том, что рост городского населения состоится именно за счет городов-миллионников, которых на сегодняшний день в России 13), то на территорию в более чем 17 млн. кв. км придется всего около 5 млн. жителей (если считать от печальной цифры 128 млн. – в ООН считают, что к 2025 году именно столько будет составлять население России). Иными словами, плотность населения составит 0,3 человека на 1 кв. км.

 

Средние зарплаты в самых богатых и самых бедных отраслях

 

Россия перестала быть аграрной еще в прошлом веке, однако не стала и постиндустриальной, как большинство европейских государств, где сельское население уже давно составляет меньшинство. Мощной экономики у нас нет, и в ближайшие годы не будет. «Роснефти» даже лень строить нефтеперерабатывающие предприятия! Село, деревня весь двадцатый век были для России больным местом, а под конец века о них, кажется, вообще решили забыть, вырвать с корнем. Как говорится, нет человека – нет проблемы. Вялые попытки возродить отечественное сельское хозяйство пока ни к чему хорошему не привели. А повышение цен на энергоносители, топливо (основное топливо для тракторов и комбайнов – солярка – сравнялась с ценой на бензин и стоит на январь 2011 года 27 рублей за литр) только усугубляет ситуацию. Для сравнения – во Франции, которая занимает второе место в мире среди экспортеров услуг и продукции сельского хозяйства (и первое место в Европе), земледельческих хозяйств насчитывается 680 тыс., а годовой оборот отрасли составляет более 108 млрд. евро. Докладывая о реализации нацпроекта «Развитие АПК» и планах осуществления пятилетней госпрограммы развития сельского хозяйства, бывший министр сельского хозяйства России Гордеев говорил, что «в животноводстве предстоит обеспечить опережающие темпы роста объема производства в среднем на 5% в год, а производительность труда в хозяйствах всех категорий планируется увеличить почти на треть». И где эти 5 процентов? Нынешний министр Скрынник говорит о том, что сделано для сельхозпроизводителя немало, в первую очередь понижены ставки по кредитам. Но не в этом дело. Если крестьянин не сможет быть уверенным, что продукцию у него купят за рыночную стоимость, а не за гроши, он в банк ни за какими кредитами не пойдет. К тому же, абсолютное большинство нынешних сельчан не могут себе позволить взять кредит хотя бы потому, что средняя заработная плата на селе сейчас составляет чуть более 6 тысяч рублей – это вдвое меньше чем в среднем по России.

Получается, у нас огромное количество деревень, в которых просто никто не живет, а если и живет, то только предпенсионного и пенсионного возраста. Поэтому главным (и единственным) способом возрождения российского селя является привлечение молодежи. Сделать это будет ох как непросто, поскольку молодежь очень нужна и в городах – там ей предлагают ипотеку, и зарплату повыше деревенской. Нужны региональные программы развития деревни. И, конечно, огромное желание работать на земле. Что будет дальше? Очень сложный вопрос в нынешних непростых условиях.

 

Комментарии ()