Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

Островки надежд

 

ИГОРЬ НЕЧАЕВ - главный редактор "Деревеньки"

 

Однажды, пообщавшись с учителем истории Куликовской средней школы Еленой Постновой, решил порассуждать о проблемах и заботах сельских школ. Как живут эти островки надежд в круговороте и хаосе российской современной жизни? Как пишет доктор исторических наук Виктор Филимонов, проблема сельской школы на протяжении всей истории отечественного образования была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была крестьянской страной. Тогда люди, проживающие в сельской местности, всеми силами поддерживали сельское образование. Об этом говорят показательные цифры. Расходы на начальное образование в России за 1896 год составляли 25 млн. рублей. Общественные средства, собираемые в регионах, в этой сумме составляли львиную долю – 20 млн. рублей (причем 17 млн. из них – земские сборы), и только 5 млн. рублей выделяло Министерство просвещения.

 

А что сегодня? Урбанизация, индустриализация достигли огромных масштабов, крестьянство как сословие выродилось, совхозы разорились, коровы и свиньи пошли под нож… В некоторых деревнях осталось по одной-две семьи. Примерно в 50 тысячах российских деревень число жителей менее 10 человек! В связи с катастрофическим вымиранием сельских жителей в оставшихся сельских школах – недобор учащихся. Это плохой знак. Это признак вымирания населения. В русских крестьянских семьях было обычным делом заводить по 5-10 детей. Жили небогато, порой в нищите и впроголодь. Но ведь жили, радовались каждому новому дню, работали в поле, доили коров. Советский Союз, пусть и с грехом пополам, но продолжил аграрную политику в сельской местности. Партийные руководители понимали, что без крестьянства Россия не проживет. Страну нужно кормить, и кроме крестьян ее никто не накормит. При колхозах и совхозах создавалась мощная инфраструктура: в сельской местности в большом количестве строились клубы, магазины, стадионы, и конечно школы. Сельские школы были для крестьянских детей окошком в большой мир. Сегодня тысячи сельских школ закрыты – в них просто некому учиться! Сельская молодежь покидает свои родовые гнезда. Потому что там нет условий для жизни и работы, для воспитания детей, для продолжения рода. Город сожрал деревню. Вряд ли при сегодняшнем государственном подходе к деревенским проблемам произойдет сближение города и села. Государство всеми силами уничтожает оставшуюся инфраструктуру – совхозы и фермеры по-прежнему не видят перспектив, для них созданы кабальные, жестокие условия для работы. Они просто выживают. И что делать детям механизаторов, доярок, скотников, агрономов, которые сводят концы с концами.

 

 

Там, где еще осталась инфраструктура и мощные сельскохозяйственные предприятия, еще есть шанс устроить сельскую жизнь. И в этом главная роль отводится именно сельским школам. Например, в сельском поселении Куликовское Дмитровского района средняя школа считается одной из лучших. Педагоги этой школы, сельские жители вместе с руководством ЗАО «Куликово» сумели сохранить все ценности, накопленные не одним поколением. В век XXI-й сельская школа вошла в обновленном виде. Она, как магнит, притянула к себе и другие очаги света – библиотеки, детские сады, школы искусств, дома культуры. Отрадно, что Елена Постнова уделяет большое внимание на уроках истории местному краеведению. Главная задача, - считает она – привить любовь к своему родному гнезду с первого класса. Для этого в Куликовской средней школе созданы все условия: работает школьный краеведческий музей (более 200 экспонатов), устраиваются интереснейшие экскурсии по деревням и селам поселения. Ребята вместе с учителями собирают местный фольклор, предметы крестьянского быта, старые фотографии, беседуют со старожилами. Как считает Елена Постнова, сегодняшние мальчишки и девчонки весьма изменились. И далеко не в лучшую сторону. Они стали более замкнуты, погрузились в компьютеры, беседуют сутками напролет со своими виртуальными друзьями в социальных сетях. Прошлое поколение было более открыто для общения, ребята живо полемизировали, дискутировали на различные темы, рожали больше детей. А сегодня один ребенок в молодой семье – это норма. Исходя из простой арифметики, с такой нормой мы быстро скатимся (и уже скатились) в демографическую яму. За последние четыре года число учащихся начальных классов в сельских школах сократилось на 30%. В этой связи крайне важно в ряду других учитывать социально-поселенческий аспект. Сельская общеобразовательная сеть дореволюционной России формировалась вокруг выделявшихся духовно-культурных центров (церкви, помещичьи усадьбы), которые играли роль системообразующего начала. В советское время, когда значение этих центров было утрачено, возобладал производственный принцип в развитии системы расселения. Появилось понятие «центральная усадьба», место расположения органа управления совхозом или колхозом. По этому же принципу шло строительство новых школьных зданий, то есть происходили изменения сельской образовательной сети. В постсоветское время, когда центральные усадьбы перестали играть прежнюю роль, обострились миграционные процессы, хотя по-прежнему идет исчезновение деревень, появляются на их месте дачные поселения сезонного характера.

Сегодня муниципалитетам на местах нужно не жалеть денег на поддержание сельских школ, обеспечение их всем необходимым. На школах нельзя экономить! Не должны сидеть, сложа руки, и педагоги сельских школ. Осваивая базовый учебный план, школы должны по максимуму использовать местные условия: вводить курсы и предметы по выбору, факультативы, отражающие специфику села: огородничество, фермерское хозяйство, культура земледелия, ремонтные работы в быту, технология механизированных работ, проблемы рыночных отношений и т.п. Школьная библиотека, школьный музей, спортивный зал должны стать притягательными центрами для всей молодежи села. Краеведческое направление, о котором я уже говорил – одно из главных в воспитательной работе. С целью поддержки его разработана и принята областная программа «Малая Родина», реализация которой осуществляется сегодня во всех образовательных учреждениях. Нужно беречь педагогические кадры: стимулировать их, предлагать льготные условия для ипотечного кредитования, всеми силами удерживать их в сельской местности. Вот тогда будет у нас жить село.

P.S. Знаете, я общался с учащимися сельских школ. И они не такие, как девочки и мальчики в избалованном городе. Сельские ребята смышленые, хозяйственные, схватывают все на лету. Всегда помогут. Город развратил молодежь. И с этим нужно что-то делать.

 

Бывший министр образования РФ А. Фурсенко:

"высшая математика губит креативность"

 

Наступает полный развал образования

 

Именно так считает сегодня большинство российских педагогов. Возмущает наших учителей сегодня многое. Во-первых, проект реформы отечественного образования, позаимствованный из-за границы. В соответствии с проектом, разработанным Институтом стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования), в старших классах для учеников предполагается оставить четыре обязательных предмета – физкультуру, ОБЖ, курс «Россия в мире» и некий «индивидуальный проект». Остальные дисциплины будут отнесены к категории «предметы по выбору», из которых ученик должен будет выбрать семь. Эксперимент с внедрением нового стандарта планируется начать не раньше сентября 2013 года, а обязательным он станет не ранее 2020 года. Стало быть, не нужны Фурсенко основы образования – русский язык, литература, математика, физика. Во-вторых, ЕГЭ. Приведу диалог двухлетней давности двух школьников: «Ты экзамен или ЕГЭ сдавать будешь?» - «Конечно ЕГЭ! Это же легче». Даже дети понимают, что ЕГЭ СНИЖАЕТ уровень требований к школьнику. Не зря ректора практически всех серьезных ВУЗов руками и ногами отбивались от учета результатов ЕГЭ. А чего стоит его высказывание Фурсенко о том, что высшая математика губит «креативность»? Все это очень хорошо укладывается в проект Запада окончательно превратить Россию в сырьевой придаток. Действительно, зачем лесорубу, нефтянику, официанту высшая математика? Для обслуживания «хозяев жизни» им и любое образование ни к чему. В-третьих, отношение Фурсенко к самим учителям. По мнению министра образования России Андрея Фурсенко, число учителей в российских школах превышено примерно на 200 тысяч человек. В интервью либеральной газете «Ведомости» он предложил уволить это число педагогов, подчеркнув, что его инициатива носит рекомендательный характер. При этом к российскому образованию Фурсенко подходит с бесхитростными методами какого-нибудь колхозного бухгалтера. Вот заглянул он в статотчеты своих подчиненных и видит: на одного учителя сейчас приходится 9-10 учеников, а десять лет назад один педагог в среднем учил 13-15 школьников. Непорядок. После чего тут же произвел нехитрое арифметическое действие. Сегодня в России 13 миллионов учеников, но вследствие демографических проблем их число существенно не вырастет. Тот факт, что по стране в детские сады не может попасть около миллиона маленьких граждан России, которые через пять лет станут школьниками, министра не интересует. Оно и понятно, через пять лет Фурсенко просто не собирается быть министром в этой стране.

 

 

Депутат Олег Смолин (КПРФ) заявил, что над российским образованием нависло «сразу несколько дамокловых мечей»: и так называемый закон о бюджетных учреждениях, превращающий «некоммерческие учреждения в коммерческие организации», и закон о постепенной отмене льгот для сельских учителей. По словам коммуниста, федеральный бюджет «предусматривает снижение реальной зарплаты учителей в течение пяти лет, начиная с 2009 года», планируется сокращение с нынешних 71% до 50% доли студентов, получающих профессиональное образование. А новый стандарт для старших классов – это стандарт «одуренные дети», считает коммунист. По его словам, какой бы цикл – гуманитарный, математический – ни выбрал себе старшеклассник, бесплатными для него «будут один или два предмета, а за остальное придется платить». В связи с этим Олег Смолин пообещал «сделать все, чтобы российская интеллигенция и студенчество проснулись и всеми законными методами научили власть уважать себя и наше образование».

Один из разгневанных россиян написал открытое письмо министру образования:

 

Андрей Александрович!

 

Постараюсь писать, согласно правилам сайта, без эмоций и оскорблений (хоть это и очень трудно...). Считаю, что Вы виноваты в том, что творится с нашей страной. Вы полностью уничтожили лучшую в мире систему образования. Лишив школы финансирования, вы предоставили им самим решать свои финансовые вопросы. Оборудование, литература, учебный материал – все это школы должны были искать сами. Естественным решением этой проблемы стали «поборы» с учеников в фонд школы, класса. В результате мы получили не учеников, а хозяев школы, которые уверены, что если они платят деньги, то и отношение к ним должно быть другое. Хамское отношение к учителю стало нормой в обычной школе. А за ту нищенскую зарплату, которую получает учитель, не очень-то хочется, чтобы тебя еще и унижал какой-то «богатенький буратино». Поэтому профессия педагога сейчас не то, что не престижна, она – унизительна для многих молодых людей. Очень мало молодых педагогов сейчас идут работать в школы. Школы сейчас держатся только за счет «старой гвардии». Но что будет, когда они уйдут на заслуженный отдых – сказать трудно... Очень надеюсь, что мое письмо дойдет до адресата, и вы, Андрей Александрович, хоть немного задумаетесь о том, что пока профессия педагога не будет престижной в нашей стране, ни о каком качестве образования не может идти речи. А без грамотного, умного населения дорога для нашей страны одна – в страны третьего мира. Цитируя известного сатирика, скажу: «Наша страна стала превращаться из страны самородков в страну самодурков». И вы в этом процессе занимаете одну из ведущих ролей.

 

Сергеев Алексей Владимирович

 

Такого же мнения придерживаются педагоги Дмитровского района. Например, директор Внуковской средней школы Надежда Панова. Она считает, что такие необдуманные реформы в первую очередь ударят по сельским школам. Зарплаты сельских учителей и так невелики. А теперь директорам школ придется думать еще и над тем, где заработать деньги. Пользуясь возможностью, которую предоставляет «новая реформа» Фурсенко, некоторые директора вынуждены будут сдавать в аренду часть школьных помещений. Что из этого получится, думаю, нетрудно догадаться. Жаль, что наши учителя снова заняли пассивную позицию и не выдвигают конкретных требований. Нет призывов провести референдум, нет протестных митингов. Только депутаты и выступают! Если допустить реформы Фурсенко до законодательного уровня, может произойти непоправимое. Предлагаю поддержать эту статью на моем форуме. Высказывайтесь, господа педагоги!

 

Комментарии ()