Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

СоставЗаседанияДокументы

Между прочим...

Аппарат «Фобос-Грунт», предназначенный для исследования спутника Марса Фобоса и доставки на Землю образцов грунта с него, стартовал с космодрома Байконур 9 ноября 2011 года в 00:16 московского времени. Обе ступени ракеты-носителя «Зенит-2 SБ» отработали штатно, в 00.27 по Москве зонд был успешно выведен на опорную орбиту с апогеем (высшей точкой) в 347 километров и перигеем 207 километров.

На следующей стадии собственный двигатель зонда - маршевая двигательная установка (МДУ), созданная на базе разгонного блока «Фрегат», должна была выдать два импульса и перевести аппарат на траекторию межпланетного перелета. Первый 9,5-минутный импульс планировался на 02:55 по Москве, он должен был вывести аппарат на промежуточную эллиптическую орбиту с апогеем 4,17 тысячи километров и перигеем 250 километров, а второй импульс в 05:02 - вывести зонд на траекторию к Марсу. Однако оба эти импульса МДУ должна была выдать за пределами видимости российских станций - в этот момент зонд должен был находиться над Южной Америкой. Утром около 06:10 глава Роскосмоса заявил журналистам, что при выведении «Фобос-Грунта» маршевая двигательная установка (МДУ) не выдала ни первый, ни второй запланированный импульс. 15 января 2012 года между 21:40 и 22:10 МСК на 1097-м зафиксированном витке при снижении в плотных слоях атмосферы АМС «Фобос-Грунт» прекратила своё существование вследствие аэродинамического перегрева, механического разрушения и сгорания. До поверхности Земли предположительно могли долететь некоторые несгоревшие фрагменты АМС из тугоплавких материалов общей массой около 200 кг, упав в акватории Тихого океана около 21:46 МСК, приблизительно в 1000 км западнее чилийского острова Веллингтон. При этом компоненты токсичного топлива (азотный тетраоксид и несимметричный диметилгидразин) КА сгорели в плотных слоях атмосферы Земли на высоте порядка 100 километров — топливные баки АМС изготовлены из алюминиевого сплава с достаточно низкой температурой плавления.

31 января 2012 на отраслевом совещании в Воронежском КБ Химавтоматики под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина состоялся доклад главы Роскосмоса Владимира Поповкина о причинах потери межпланетной станции, а также о видении развития космической отрасли до 2030 года. В ходе доклада причиной аварии станции «Фобос-Грунт» был назван перезапуск двух комплектов бортового вычислительного комплекса из-за воздействия космического излучения — тяжёлых заряженных частиц космического пространства — вследствие недооценки фактора космического пространства разработчиками и создателями межпланетной станции. По словам главы Роскосмоса, виновные в просчёте сотрудники НПО имени Лавочкина были привлечены к административной ответственности.

5 миллиардов рублей – именно столько, по неподтвержденным данным, было потрачено на марсианский проект.

 

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

НПО Энергомаш - мы лучше!

 

ИГОРЬ НЕЧАЕВ - главный редактор "Деревеньки"

 

Накануне Дня Космонавтики журналистам Подмосковья представился редкий случай побывать на уникальном предприятии космической отрасли – открытом акционерном обществе «НПО Энергомаш имени академика Валентина Петровича Глушко», расположенном в Химках. Сегодня оно является ведущим предприятием в мире по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей для космических ракет-носителей, одним из лидеров мирового рынка наукоемкой и высокотехнологичной продукции. За огромный вклад в развитие мировой науки, освоение космоса НПО Энергомаш награждено Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Ленина и Орденом Октябрьской Революции. С большим удовольствием выкладываю эту статью, ибо сегодня такая редкость для России быть лучшей в чем-то. И не в чем-то, а в космической отрасли.

 

ОАО "НПО Энергомаш"

 

Инициатором проведения пресс-тура выступила региональная газета «Химкинские новости». За это коллегам большое спасибо! Именно благодаря этой инициативе  журналистам удалось побывать там, где каких-нибудь 10-15 лет назад доступ даже сотрудникам предприятия был ограничен. Наше знакомство с этим уникальным предприятием космической отрасли началось с пресс-конференции, которую устроило для журналистов руководство предприятия. На вопросы журналистов ответили председатель профкома, председатель совета ветеранов, которые рассказали о жизни предприятия, профсоюзном движении. Все работники обеспечены соцпакетом, для семей сотрудников строится общежитие. Для детей открыты детский сад на 31 место, загородный пионерский лагерь «Вымпел» (Клинский район). Зарплата для такой наукоемкой отрасли невысокая – 30-40 тысяч рублей. С 90-х годов полностью прекращено строительство жилья, НПО Энергомаш перестало быть градообразующим предприятием. В советское время здесь трудились более 10 тысяч сотрудников, сегодня – около 4-х. Тем не менее, руководству предприятия удалось сохранить научно-производственную базу и квалифицированные кадры.

 

Испытательный стенд

 

Но больше всего журналисты ждали выступления исполнительного директора НПО Энергомаш Владимира Солнцева, с приходом которого многое изменилось на предприятии. Он подчеркнул, что даже в тяжелейших условиях кризиса, недостатка финансирования ракетные двигатели предприятия пользуются огромной популярностью. Их охотно покупают американцы для своих ракет серии «Атлас». 35 американских ракет безаварийно стартовали в космос с надежными российскими двигателями. Владимир Солнцев представил несколько основных двигателей, которые производит сегодня НПО Энергомаш. Прежде всего, это самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель РД-171М с тягой 806 тонн (20 миллионов лошадиных сил). Изначально эта линейка двигателей разрабатывалась для первой ступени ракеты-носителя «Энергия» (проект «Энергия-Буран»). Затем этот могучий двигатель установили на российско-украинскую ракету-носитель «Зенит», которая успешно выводит на околоземную орбиту полезные грузы с наземного и морского старта. Особое место в линейке современных двигателей занимает серия РД-180, предназначенная для первой ступени американской ракеты-носителя «Атлас» («Атлас-3», «Атлас-5»). Даже обладая лицензией на производство этих двигателей и всеми чертежами, американцы так и не смогли до сих пор самостоятельно освоить выпуск этих двигателей и покупают их у России.

 

Самый мощный двигатель в мире РД-171М

 

В производстве находятся также легендарные РД-108 для ракеты-носителя «Союз», РД-253 для первой ступени ракеты-носителя «Протон» и перспективные РД-191 для новой российской ракеты-носителя «Ангара», первые испытания которой пройдут в 2013 году. Двигатель РД-191 работает на пределе своих возможностей – в его камере сгорания высочайшее давление, а, следовательно, и высокий КПД. Специалисты Энергомаша неустанно работают над модификациями двигателей, экспериментальными моделями, двигателями многоразового использования, совершенствуют топливо. А еще исследуют концепцию двигателя нового направления – с замкнутым контуром привода турбины.

 

РД-180 для американских ракет "Атлас"

 

После завершения пресс-конференции начальник отдела научно-технической информации Владимир Судаков провел небольшую экскурсию по демонстрационному залу. Он был основан более 50 лет и все эти годы считался «секретной комнатой» предприятия. Сегодня здесь проводятся пресс-конференции, экскурсии для иностранных ученых, журналистов. Демонстрационный зал – это история Энергомаша, которую можно потрогать руками. История предприятия началась вот с этих небольших экспериментальных жидкостных двигателей ОРМ, с тягой всего 6 кг. Они были разработаны в начале 30-х годов прошлого столетия в газодинамической лаборатории Ленинграда под руководством молодого талантливого ученого Валентина Глушко. Его первый рабочий день в этой лаборатории – 15 мая 1929 года – считается днем основания научно-производственного объединения Энергомаш. Потом были двигатели для ускорителей самолетов, опытные двигатели, тысячи экспериментов, запусков, неудач и побед. Наконец, точная копия двигателя немецкой ФАУ-2, который наши ученые назвали РД-100. На его основе была разработана первая советская ракета Р-1, которую, кстати, ученые окрестили «пьяной ракетой» из-за того, что она работала на водном растворе спирта. И конечно  легендарная Р-7, которая унесла в космос Юрия Гагарина. С тех пор двигатель РД-108 претерпел 12 модификаций и еще ни разу не подвел своих конструкторов.

 

РД-191 для новых ракет "Ангара"

 

НПО Энергомаш состоит из трех основных подразделений. На площади 92 га разместились конструкторское бюро, завод и научно-испытательный комплекс. «Мозги» предприятия – это конструкторское бюро, где создаются в чертежах новые двигатели, модификации старых. Все теоретические наработки реализуются на заводе Энергомаша, где в отдельных цехах изготавливаются комплектующие, приборы и происходит окончательная сборка ракетных двигателей. Научно-испытательный комплекс обладает уникальной стендовой базой, насчитывающей более чем 70 стендов для всех видов испытаний двигателей и отдельных агрегатов. Здесь подвергаются тщательным испытаниям все узлы, агрегаты, приборы и сами двигатели. Все агрегаты, успешно прошедшие испытания и тесты приходят в сборочный цех, где  специалисты самой высокой квалификации вручную собирают ракетные двигатели. Например, на сборку двигателя для «Ангары» или «Атласа» уходит около года. В зоне сборки соблюдается идеальная чистота – люди работают в белых и зеленых халатах. По словам начальника сборочного цеха Анатолия Ларина, каждый прибор, каждый датчик проходит проверку не менее 3-4 раз.
Когда двигатель собран, он помещается в шумовую кабину, где специалисты тестируют его на посторонний шум. После всех испытаний двигатель проходит так называемую предпродажную подготовку – очищается о пыли и грязи, красится и упаковывается в тару. Все двигатели НПО Энергомаш соответствуют всем современным стандартам качества ISO 9001, 9002, 9003.

 

РД-108 - самый надежный двигатель

для ракет "Союз"

 

В рамках пресс-тура была организована небольшая экскурсия в учебно-методический центр, где ведется подготовка и переподготовка специалистов предприятия, а также организована практика студентов Московского авиационного института, МГТУ им. Баумана. Мы попали на одно из занятий со студентами 4-го курса и работниками предприятия, которое вел заместитель главного конструктора по науке Петр Левочкин.   

Конструкторский класс оборудован компьютерами, на которых студенты с помощью специальных программ моделируют ракетные двигатели, изучают их устройство. Некоторые талантливые и способные ребята после окончания института с удовольствием устраиваются на работу в НПО Энергомаш. А еще учебный центр  ведет профподготовку кадров рабочих профессий для НПО по 40 специальностям.
С 1929 года на НПО Энергомаш было разработано и внедрено в серийное производство около 60 жидкостных ракетных двигателей, которые эксплуатировались и продолжают эксплуатироваться в составе космических и боевых ракет-носителей. Российские ракетные двигатели настолько хороши, что обгоняют сегодняшний научно-технический прогресс на 10-15 лет. Несмотря на огромные трудности, с которыми каждый день приходится сталкиваться специалистам предприятия, сохранена уникальная научно-производственная школа гениального конструктора Валентина Петровича Глушко. И это главное! До освоения Луны, дальнего космоса нам еще далеко – это задача всех стран. В таком союзе, если он, конечно, будет заключен, наша страна сыграет не последнюю роль. Ведь наши двигатели, которые несут ракету в космос – лучшие в мире!

 

Комментарии ()