Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

Кусачие цены

 

ИГОРЬ НЕЧАЕВ - главный редактор "Деревеньки"

 

20 октября на Советской площади в Дмитрове прошел 1-й Морковный фестиваль. Это своего рода ответ Луховицкому району на его известный фестиваль «Луховицкий огурец». Идея провести в Дмитрове фестиваль моркови возникла два года назад, но тогда его провести не удалось. И вот, наконец, организаторам фестиваля удалось воплотить в жизнь эту хорошую идею. Почему морковный? Ответ прост – Дмитровский район не зря называют подмосковным огородом. Яхромская пойма с ее плодородной землей дает до 40% овощного урожая Подмосковья. Но в этой статье я не буду рассказывать об этом интересном мероприятии. Разговор пойдет о ценообразовании на наши овощи.


Ежегодно, особенно по осени мы сталкиваемся с парадоксом – в России с ее огромными площадями плодородных земель дорожают овощи. С начала 2012 года капуста подорожала на 99%, морковь – на 32%, лук – на 22. Со вступлением в ВТО для России были частично снижены пошлины на плодоовощную продукцию. Но это снижение оказалось настолько мизерным, что практически не сказалось на розничных ценах. Беспокоит другое. Вступление в ВТО привело к расширению ассортимента импортной продукции и увеличению ее доли на российском рынке. На сегодняшний день большую часть импорта овощей обеспечивает Турция (108,9 тыс. тонн по итогам I квартала 2012 года), Китай (82,8 тыс. тонн), Израиль (70,2 тыс. тонн). Много овощей привозят из Белоруссии, Польши, Испании. А в Голландии работают крупные овощные биржи, которые скупают продукцию по всему миру и продают ее, в том числе в Россию. Голландия вообще захватила весь семенной рынок – их овощные гибриды можно встретить даже в Африке.
Значительные объемы овощной продукции выращиваются в теплицах. Российским производителям сложно конкурировать с китайцами, так как у нас все время растут цены на газ, электричество, топливо. Слово логистика появилось в отечественном бизнесе совсем недавно. У турок, испанцев более теплый климат, они используют альтернативные источники энергии, например, солнечные батареи, энергию воды и ветра. Все импортные товаропроизводители используют в производстве овощей самые современные технологии, сложную технику. Например, в Израиле успешно применяют капельный полив, так как берегут дефицитную воду. А мы каждый год умудряемся закрывать машиностроительные предприятия, которые делают тракторы и комбайны. Мы до сих пор используем пленочные теплицы. Посмотрите, в каком состоянии находится тепличный комплекс в поселке Новосиньково Дмитровского района – с 70-х годов капитальный ремонт там не проводился. Системы мелиорации на Яхромской пойме изношены почти на 100%. В дождливые осенние месяцы комбайны и тракторы просто не могут зайти в поле, и часть урожая остается неубранной. Вот почему российские овощи стоят дороже импортных на 15-20%.

 


Почему мы покупаем овощи за границей? Потому что не можем обеспечить население своей продукцией. Многие хозяйства разорились или находятся в стадии стагнации. А те предприятия, которые еще работают, страдают от отсутствия инвестиций и не самой лучшей логистики. Агрохолдингу «Дмитровские овощи» понадобилось несколько лет, чтобы построить овощные базы и не зависеть от посредников. Поэтому неудивительно, что рост цен на овощи в России существенно обгоняет темпы годовой инфляции. Что касается господдержки, то сейчас без нее не обойтись, поскольку цены на ГСМ, удобрения, тарифы на транспорт и газ буквально душат крестьян. Помощь должна быть доступной. Необходимы простые, понятные, действенные механизмы доведения господдержки до крестьянина.

Более половины промышленных хлебопекарен Московской области могут совсем скоро оказаться на грани банкротства. Уже два года они не повышают цены на продукцию – ритейлеры отказываются покупать хлеб дороже, хотя сами продают его с наценкой 35%. Из-за убытков хлебопекарные предприятия не могут получить кредиты в банках, повысить зарплату своим работникам, расплатиться по счетам за дорожающие с каждым месяцем энергоресурсы. А тут еще неурожай зерновых в 2012 году привел к росту цен на зерно и муку. Из-за засухи, которая этим летом уничтожила 5,5 млн. га посевов недобрали около 10 млн. тонн зерна. С начала 2012 года цена на пшеничную муку выросла на 60%. И цена, по мнению экспертов, продолжит расти в цене. Затронула эта проблема и закрытое акционерное общество «Яхромахлеб». Если в январе предприятие покупало муку по цене 10 рублей за килограмм, то в ноябре цена поднялась до 16 рублей! Подорожали все энергоресурсы: электроэнергия – на 10%, газ – на 15%, вода – на 8%. Выросли цены на топливо. Безусловно, для компенсации издержек руководители хлебопромышленных предприятий вынуждены повысить цены на хлеб. Но генеральный директор Яхромского хлебокомбината Светлана Григорьева настроена решительно и оптимистично – яхромский хлеб всегда был и будет на наших прилавках. Ну а цену наши хлебопеки постараются удержать, потому что для них это – дело чести.
По словам генерального директора ЗАО «Яхромахлеб» Светланы Григорьевой, с каждым годом все труднее работать с сетевыми магазинами. Они создали огромный холдинг «Х5 Ритейл Групп», который, демпингуя ценами на сырье и готовую продукцию вытесняет с рынка более мелкие предприятия отрасли. А ведь это, прежде всего, люди, выброшенные на улицу, сломанные судьбы. Ежеквартально Яхромский хлебокомбинат сдает отчеты в Федеральную антимонопольную службу, налоговую инспекцию. Но надзирающие органы так до сих пор ничего не нашли криминального в действиях ритейлеров.

 

 

Многолетнее изобилие заморского импорта на прилавках в России – результат спекулятивной ситуации, созданной еще в 90-х сбытовыми монополистами при прямом попустительстве властей. Сетевики упрямо не пускают к своей кормушке российских производителей. Или требуют с них огромную мзду. Даже таким крупным производителям как агрохолдингу «Дмитровские овощи» все сложнее работать с сетевыми магазинами, не говоря уже о фермерах и мелких хозяйствах. Им (сетевикам) выгодно торговать в больших объемах импортом, им все равно на состояние отечественной сельскохозяйственной отрасли. Появление системы товаропродвижения, предусматривающей прямые связи с потребителями, да ещё по регулируемым ценам, быстро понизит прибыли сетевых монстров. Да, мы можем производить много капусты, картофеля, моркови. Но насыщение рынка неминуемо понижает цены. Вспомните урожайный 2011 год – кило капусты продавали по 3 рубля! Предприятиям при такой низкой цене легче было оставлять урожай в поле. И оставляли. И несли миллионные убытки. Сегодня на рынке удерживается лишь тот, у кого есть хорошая техника и много денежных средств. Но таких предприятий АПК остается в России все меньше и меньше. Так что теперь мы будем кушать борщ и щи не так часто. 

 

Комментарии ()