Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

Назад, в СССР

 

ИГОРЬ НЕЧАЕВ - главный редактор "Деревеньки"

 

Со времени правления Ельцина в новой России было остановлено огромное количество предприятий и целых отраслей, без которых национальная экономика развиваться не может. Только в Дмитровском районе Московской области за последние две десятилетки закрылись или находятся в стадии стагнации заводы: Дмитровский завод фрезерных станков, Дмитровский экспериментально-механический завод, Дмитровский экскаваторный завод, РОСТАР (предприятие по производству алюминиевых банок); совхозы: «Костинский», «Борец», «агрофирма им. Калинина», «Арбузово», «Орудьевский», «Рассвет», «Дмитровский», «Буденовец», «Внуковский», «Останкино», Дмитровская птицефабрика. Закрыт тепличный комбинат Яхромского аграрного колледжа. Ну что же, с такими «ударными» темпами, да в новую пятилетку!

 


Здесь все просто. Если экономика начинает буксовать, то импорт начинает замещать отрасли, в которых наблюдается отставание. Самые болезненные отрасли российской экономики – машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство. По ним-то и наносит сокрушительный удар импорт. Например, доля импорта в потреблении продукции в легкой промышленности составляет 82%, в машиностроении 27%, в химии и нефтехимии 21%, пищевой промышленности 20%, производстве стройматериалов 18%, производстве сельхозпродуктов 12%. По данным Росстата промышленное производство в России снизилось в январе 2013 года на 0,8% в годовом выражении по сравнению с ростом на 1,4% в декабре и 3,8% в январе 2012 года. Цифры эти настораживают. И еще раз подтверждают, что российская экономика находится в глубокой стагнации.
Если оценить всю экономику России, то в плюсе мы лишь по добыче и экспорту газа, нефти и драгоценных металлов. По абсолютному большинству других позиций мы отстаем от других стран в разы, а то и в несколько десятков раз. Давайте возьмем производство электромоторов, генераторов и трансформаторов, которое в Советском Союзе было одним из самых мощных в мире. Отставание от США – в 2,6 раза, от Германии – в 5,2, от Финляндии – в 14,6. Производство металлорежущих станков в нынешней России упало в 15 раз, кузнечных машин – в 10 раз, тракторов – в 20 раз, а производство ткацких станков вообще рухнуло в 400 раз. Резко снизился выпуск продукции в лесопромышленном комплексе.
Огромное отставание наблюдается в легкой промышленности: от США – в 5,9 раза, от Германии – 4,4, от Южной Кореи – 16,4, от Бразилии – в 2 раза. По выработке бумажных изделий Россия отстает от Финляндии в 52 раза. Мебель. Ее мы производим на душу населения позорно мало – в 8 раз меньше, чем Япония, в 10 раз меньше, чем Южная Корея, в 16 раз меньше, чем Финляндия, в 26 раз меньше, чем США. Спасибо Дмитровскому мебельному комбинату, который хоть как-то компенсирует наши убытки.
Медицина. Мы производим медицинской аппаратуры на душу населения в 29 раз меньше, чем США, в 17 раз меньше, чем Германия, а лекарств, соответственно, в 66 и в 31 раз меньше. Почти все наши медицинские центры, поликлиники, лаборатории оборудованы импортным оборудованием, которое зачастую и не доходит до пункта назначения.

 


У нас практически нет собственного производства вычислительных машин, микросхем и другого хайтек-оборудования. Все запатентованные технологии уже давно находятся за рубежом. Что-то пытается, правда, делать Новосибирск (видеооборудование для обеспечения эфиров и т.д.). Нет до сих пор никаких подвижек в ведомстве Чубайса – «Роснано». Идеолог приватизации умудрился из 130 миллиардов рублей выделенных бюджетных средств пустить на реализацию научных разработок только 10 миллиардов, причем 50% из этих 10 миллиардов прошли по документам как средства, необходимые на обеспечение текущей деятельности предприятия. Какую именно деятельность «Роснано» оценило в 5 млрд. – сказать сложно, так как «Роснано» само по себе является весьма сложным для разумного объяснения проектом. Остальные средства (120 млрд.) сначала были положены на некие банковские счета, а затем деньги пошли, в том числе, на разработку таких «грандиозных» проектов как создание SIM-карт российского производства.

 

Такой сюжет ушел в прошлое. Навсегда


Сельское хозяйство уже ощутило на себе все «прелести» вступления России в ВТО. Об этом я писал в недавней статье. Все, о чем говорят с высокой трибуны о достижениях АПК Дмитровского района (40% от общего объема сельхозпродукции Московской области) – заслуга одного-двух предприятий, которые сумели вовремя вложить капитал в модернизацию машин, технологий и построить собственную базу хранения. Все остальные не выдержали конкуренции с импортными ценами, были ликвидированы как юрлица, а земля переведена в категории промышленных и для строительства жилья.
Итак, мы приходим к печальному выводу: российская промышленность отчаянно недоразвита. Мы толком ничего не производим и гарантированно скатываемся в разряд третьесортных стран. Речь идет не только о гипертрофированной для претендующего на суверенность государства зависимости от импорта, а значит, и сырьевой конъюнктуры. О рисках рукотворных эмбарго в части чувствительных позиций машиностроения, которое от внешних поставок зависит на четверть, да и других отраслей, тоже нельзя забывать. Как нельзя забывать и о том, что, делая основную ставку на импорт капитала и строительство совместных предприятий в индустриальных отраслях, мы рискуем тем, что, когда наши мощности окажутся недостаточно эффективными или просто мощности в других странах окажутся более нужными, чем наши, они будут без всяких сомнений ликвидированы (как это уже произошло с некоторыми западными банками). И с чем мы останемся после этой локализации – с обученными рабочими, которым негде работать, и с отсутствием собственного стратегически мыслящего капитала? При этом надо понимать, что чем больше мы делаем ставку на иностранный капитал, тем больше добавленной стоимости мы им отдадим, и тем беднее будет становиться наша страна. Кстати, в Дмитровском районе начался настоящий бум строительства технопарков (промышленные зоны в Белом Расте и Орудьеве), где решающую роль играют как раз иностранные инвестиции (в Белом Расте – Бельгия, в Орудьеве – Франция).
На нас с осторожностью посматривают сегодня иностранные инвесторы: в ноябре 2012 года инвестиции в основной капитал полностью прекратили свой рост. Перестал расти и экспорт отечественных товаров. На фоне усиливающейся стагнации в реальном производстве особенно контрастно выглядит продолжение роста реальных доходов населения, что означает быстрое увеличение стоимости единицы рабочей силы, падение международной конкурентоспособности российской экономики и дополнительное усугубление начавшейся стагнации. Страна, которая ничего не производит, обречена на развал. Это должны понимать все уровни власти. Неплохо бы обернуться назад и взглянуть на наработки СССР. Но сегодня это немодно, как считают наши правители политически неграмотно. Так что же, так и сидеть нам на газовой и нефтяной трубе и вытягивать соки из нашей матушки-земли?

 


Вот далеко неполный список уничтоженных предприятий:


АЗЛК (1930–2010) «Москвич» (АЗЛК) – ныне несуществующий московский автомобилестроительный завод. Выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич». Основан в 1945 году, фактически прекратил выпуск автомобилей в 2001 году, формально ликвидирован в 2010 году.
ЗАВОД «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ» (1857 – 2010) Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И. Ефремова – одно из старейших и ведущих предприятий станкостроения СССР. Сыграл значительную роль в развитии станкостроения в СССР. Выпускал универсальные токарно-винторезные и специальные станки.
ИЖЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1928 – 2009) Производство мотоциклов в Ижевске появилось благодаря Петру Владимировичу Можарову. Талантливый инженер и заядлый мотоциклист, Можаров фактически стал организатором серийного производства мотоциклов в СССР.
ПАВЛОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД (1820–2011) Инструментальный завод в городе Павлово (Нижегородская область) был основан в 1820 году промышленником Теребиным. Благодаря расположению в центре обширного района металлообработки, благоприятным условиям сбыта завод стремительно расширялся. Ножи, которые выпускал в то время завод, отправляли в Польшу, Турцию, Персию, Бухару.
МТЗ «РУБИН» (1932–2003) Завод «Рубин» основан в 1932 году как 2-й Государственный авторемонтный завод. В 1956 году начато производство телевизоров марки «Рубин», которые вплоть до конца 80-х годов прошлого века считались лучшими в СССР.
«РЕКОРД» (1957–1996) Перед войной Александровский завод (Владимирская область) выпустил первый советский телевизор, который по качеству превосходил американские RCA. Назывался он АТП-1. Но по-настоящему первым советским телевизором считается КВН-49, его смотрел даже Сталин. Название телевизора произошло от первых букв фамилий его разработчиков: Кенигсона В.К., Варшавского Н.М., Николаевского И.А., а «49» – год разработки. Александровский радиозавод («Рекорд») начал производить телевизоры с 1957 года.
ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (1943–2009) – одно из основных предприятий города Липецка. Липецкий тракторный завод (ЛТЗ) был создан в 1943 году на производственных мощностях завода «Станкострой». Параллельно вокруг создавался жилой поселок Тракторный. 1 июня 1944 года собран первый образец липецкого гусеничного трактора «Кировец-35» с бензиновым двигателем. За прошедшее время с главного конвейера сошло более 1,5 млн. тракторов.
АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (Рубцовск) (1942–2010) До 1991 года был одним из крупнейших машиностроительных предприятий на востоке страны. Он рождался в суровом военном 1942 году на базе эвакуированного оборудования Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. Довоенный Рубцовск представлял собой небольшой степной городок.
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» (Петрозаводск) (1939–2010) Сегодня уже можно констатировать факт, что знаменитого завода, известного не только в Карелии, но и за ее пределами, входящего в список стратегических предприятий России, практически не существует. Осталось только название и 17 сотрудников, пятеро из которых – рабочие, выполняющие последние обязательства оборонного характера перед заказчиком – Министерством обороны страны. В лучшие времена на «Авангарде», выпускавшем минные тральщики, работало более двух тысяч профессионалов, завод был известен своими надежными трудовыми династиями.
ПО «ВЕГА» (БЕРДСК, НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ) (1946–1999) В труднейших условиях послевоенного времени, 14 октября 1946 года, был создан Бердский радиозавод. В сентябре 1947-го завод выпустил первую партию радиоприемников «Рекорд-46». За счет таланта руководителей и специалистов, творческого и самозабвенного труда всего коллектива БРЗ в короткий срок разработал и освоил широкую номенклатуру (более 20 наименований) новейшей радиотехники, обогнав передовые радиозаводы СССР. В 1985-м БРЗ преобразован в ПО «Вега», и в этот же год за разработку новой техники и передовой технологии завод стал головным предприятием советской радиопромышленности и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Продукция БРЗ побеждала на многих выставках за границей, продавалась в Европе, Африке, Турции, Англии, Иране, Вьетнаме. Производство кооперировалось с сотнями предприятий СССР и стран СЭВ.
САРАТОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД (САЗ) (1931–2010) Авиастроительное предприятие, располагавшееся в Саратове, вплоть до фактической ликвидации завода в 2010 году. Здесь производились самолеты ОКБ Яковлева – легендарные истребители Великой Отечественной Войны Як-1 и Як-3, пассажирские Як-40, Як-42, палубные самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-38, самолеты и вертолеты других КБ.
ФГУП «ОМСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ» (1896–2009) Являлось специализированным танковым предприятием, имеющим замкнутый технологический цикл танкового производства.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «МОЛНИЯ» (1947–2009) Производил часы широко известной в СССР марки «Молния», а также некоторые специзделия для армии (часы для самолетов и вертолетов).
ПЕНЗЕНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД ( ООО «ЗАРЯ» ) (1935–1999) Был образован в 1935 году по постановлению Правительства СССР о производстве в городе Пенза женских часов на базе Завода имени Фрунзе. Завод был построен в рекордно короткие сроки, а кандидаты в новые часовщики набирались опыта производства у московских мастеров. Руководители проходили стажировку во французской фабрике LIP. В 1980-е годы были выпущены стомиллионные часы Пензенского часового завода, среди которого объем экспорта составлял половину. В 1999 году завод был объявлен банкротом и «подняться» уже не смог.
ВТОРОЙ МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «СЛАВА» (1924–2006) Производство часов «Слава» началось в 1924 году Московским Вторым Часовым Заводом. Часы «Слава» – марка часов классического дизайна, изначально ориентированная на доступность большинству. Во второй половине 1950-х появилась линейка женских наручных часов. Позже под этим названием выпускаются механические и кварцевые наручные часы, будильники, карманные и настенные часы. В 2005 году завод и торговая марка «Слава» были приобретены частной компанией. В 2006 году большая часть помещений завода «Слава» была отдана под строительство офисного центра.
МОСКОВСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМ. СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ (1932–2007) Крупное предприятие станкостроительной промышленности СССР. Выпускал автоматические линии, на которых осуществлялась обработка деталей с точностью до нескольких микрон. Один из первенцев станкостроения СССР. Вступил в строй в 1932 году. За первые 10 лет освоил производство 48 типоразмеров станков.
СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «СВЕРДЛОВ» (1868–2005) Станкостроительный завод «Свердлов» (Станкостроительное производственное объединение им. Я.М. Свердлова, машиностроительный завод «Феникс») – ранее одно из крупнейших предприятий Санкт-Петербурга с многолетней историей. В 2005 г. в административном здании обанкротившегося завода был открыт бизнес-центр «Феникс».
КРОНШТАДТСКИЙ МОРСКОЙ ЗАВОД (1858–2005) Крупнейшее судоремонтное предприятие Военно-морского флота России. Основан в Кронштадте в 1858 году как Пароходный завод, с 1997 года – федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Кронштадтский морской завод" Министерства обороны РФ. В лучшие годы на предприятии работало до 8 тысяч человек. На Кронштадтском морском заводе в среду, 20 августа 2005г, последний рабочий день. Предприятие со 150-летней историей оказалось банкротом.
ЗАО «КУЗБАССЭЛЕМЕНТ» (1942–2008) Являлся крупнейшим производителем химических источников тока в России и был единственным за Уралом предприятием по промышленному производству этих изделий.
ИРКУТСКИЙ ЗАВОД РАДИОПРИЕМНИКОВ (1945–2007) Известно, что завод основан в 1945 году как автосборочный. В 1952 году завод был перепрофилирован в Иркутский завод радиоприемников, п/я А-3321. Завод в основном выпускал технику радиоуправления армейскими подразделениями и еще так называемые РЭПы, средства радиоэлектронного противодействия, призванные глушить эфирные частоты.
Завод точного литья «ЦЕНТРОЛИТ» (1963–2009) Один из крупнейших металлургических заводов Липецка. Поставлял продукцию на многие предприятия СССР, а также в ФРГ, Японию, США, Италию, Великобританию, Швейцарию. 30 сентября 2009 года завод остановил производство чугунолитейных изделий и распустил рабочих. Производственные цеха отныне используются в качестве складов бытовой техники.
ХОРСКИЙ БИОХИМ (ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ) (1982–1997) Хорский «Биохим» входил в десятку крупнейших и наиболее современных заводов в мире подобного профиля. Строили всем Союзом. В эпоху его рассвета здесь трудились 7500 человек. Рядом находится целый городок панельных пятиэтажек, отстроенных для работников (местные прозвали это место «степью»). Строили клуб с двумя бассейнами и спортивным залом. Завод занимался глубокой переработкой древесины, производил кормовые дрожжи, фурфурол, микробиологическую продукцию, а также некоторые специальные виды продукции.
ТОМСКИЙ ПРИБОРНЫЙ ЗАВОД (1961–2007) Оборонное предприятие в Томске. Завод был секретным, директором был генерал. На заводе производились системы управления ракетами, космическими аппаратами (говоря более современным языком, бортовые компьютеры). Во многом именно здесь создавалась уникальная система управления «Бураном», которая позволила этому последнему шедевру советских времен совершить уникальный полет в космос и вернуться на Землю в полностью автоматическом режиме.
ЗАВОД «ДИНАМО» (МОСКВА) (1897–2009) Завод им. С.М. Кирова «Динамо», располагавшийся на юго-востоке столицы, в районе метро «Автозаводская», был одним из крупнейших электромашиностроительных предприятий СССР, да и, пожалуй, всего мира. Производил электродвигатели и аппаратуру для электрического городского транспорта, краново-подъемных устройств, экскаваторов, прокатных станов, морских судов и др. Очень значительная часть продукции шла на экспорт. В настоящее же время московский завод «Динамо» банально разбирают на металлолом.
ОРЛОВСКИЙ ЗАВОД УПРАВЛЯЮЩИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН ИМ. К.Н. РУДНЕВА (1968–2006) При создании завода УВМ им. Руднева предполагалось, что вместе с ленинградским и киевским «Электронмашем», зеленоградским  «Ангстремом», минским «Интегралом», смоленским ПО «Искра» и ныне почившими в бозе курским «Счетмашем» и  Казанским заводом ЭВМ это предприятие станет основой для советской компьютерной индустрии или, как тогда это называлось, производства  ЭВМ или УВМ.
УЛЬЯНОВСКИЙ РАДИОЛАМПОВЫЙ ЗАВОД (1959–2003) Производил высокотехнологичную продукцию для оборонных нужд, в том числе для боевых, медицинских и гражданских лазеров. Из продукции гражданского назначения – радиоприемники «Риф» и «Утес». Цеха разгромленного предприятия превращены в торговые павильоны и отданы на откуп коммерсантам.
СИБЭЛЕКТРОСТАЛЬ, КРАСНОЯРСК (1952–2008) В прошлом – один из наиболее современных и высокотехнологичных металлургических комбинатов страны. Специализировался на выпуске специализированных и особо редких марок стального проката. В 2004–2005 годах проходил длительную и мучительную процедуру банкротства. В 2008 году был уничтожен де-факто, на предприятии к этому моменту оставалось 18 сотрудников.
ОРЕНБУРГСКИЙ КОМБИНАТ ШЕЛКОВЫХ ТКАНЕЙ «ОРЕНБУРГСКИЙ ТЕКСТИЛЬ» (1972–2004) Один из мега-проектов советского периода в легкой промышленности. Комбинат введен в действие в 1972 году. Имел прядильное, крутильное, ткацкое и два красильно-отделочных производства. Комбинат ежегодно выпускал более 70 миллионов погонных метров ткани, которая поставлялась на внутренний рынок, в страны СНГ и 30% в государства дальнего зарубежья. В лучшие годы коллектив предприятия насчитывал 7400 рабочих, служащих, ИТР. В 1998 г. производство было остановлено.
КАМЫШИНСКИЙ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ ИМЕНИ КОСЫГИНА,  Волгоградская область (1955–201?) Это предприятие – гордость советской легкой промышленности, ставший в середине XX века самым крупным текстильным предприятием Европы. В нынешнем веке комбинат неоднократно проходил процедуру банкротства и распродажи имущества, к началу века производство упало в разы, затем на его территории появилось несколько хозяев.
ТРЁХГОРНАЯ МАНУФАКТУРА, Москва (1799–201?) ОАО «Трёхгорная мануфактура» (до 1936 года – Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, с 1936 по 1992 год – «Трёхгорная мануфактура» им. Ф.Э. Дзержинского) – старейшее московское текстильное предприятие, основанное в конце XVIII века. Ликвидация прядилки – это конец Трёхгорки, она будет пригодна лишь для упаковки дешевой китайской ткани в русские коробки с гордой надписью. Работники фабрики вместе с руководителями производства пытаются протестовать против разрушения одного из старейших предприятий России, выходят на пикеты.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РАДИОЗАВОД, КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ (1993–2009) ДРЗ «Авест» – было одним из наиболее современных предприятий радиоэлектронной отрасли в России. Создано в 1993 году на Комсомольском-на-Амуре. В 2009 вошел в процедуру банкротства.

УСКОРИТЕЛЬНО-НАКОПИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОТОНОВ (УНК) в г. Протвино, Московская область (1983-201?). Строительству самого мощного ускорителя России - синхротрону на 70ГэВ, самого города Протвино, комплекса Института физики высоких энергий, дальнейшему строительству УНК посвятили свою трудовую деятельность два поколения строителей объектов атомной промышленности и одно поколение горняков. В УНК вложено 60 млрд рублей. Подземное кольцо длиной 21 км с залами, параллельными тоннелями, вертикальными стволами и прочими вспомогательными подземными выработками имеет стопроцентную строительную готовность для монтажа научно-технического оборудования.

ВЕЛОЗАВОД, НИЖНИЙ НОВГОРОД (1940–2007) Завод строился в 1940 году как цех Горьковского автозавода по выпуску ширпотреба, в частности педальных детских автомобильчиков. Но началась война, и завод стал выпускать мины. Потом предприятие еще не раз меняло профиль. Предприятие фактически прекратило свое существование уже в 2007 году.

 

Комментарии ()