Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

Мангалы вместо экскаваторов

 

ИГОРЬ НЕЧАЕВ - главный редактор "Деревеньки"

 

О Дмитровском экскаваторном заводе написано немало статей. Да и я не забываю об этом гиганте советского машиностроения, который выпускал в свое время не только экскаваторы и уникальную землеройную технику, но и работал на министерство обороны. Найду время, да и загляну в его цеха.

 

Вместо экскаваторов завод делает мангалы

 

Сегодня, с развалом СССР завод утратил былую мощь. На предприятии работают всего 300 человек, это в 10 раз меньше, чем в советский период. В 10 раз сократился и объём производства траншейных экскаваторов. Цеха полупусты, некоторые сданы в аренду, а рабочие с грустью ожидают конца смены. Литейный цех так и не достроили, а полигон для испытания экскаваторов в деревне Непейно зарос молодой порослью березняка. Сегодня в России подавляющее большинство заводов, на которых сохранилось производство траншейных экскаваторов (такие как Дмитровский экскаваторный завод, Копейский машиностроительный завод, Михневский ремонтно-механический завод, Орёлстроймаш и другие), по экономическим причинам производит лишь лёгкие навесные цепные экскаваторные агрегаты, предназначенные для установки на сельскохозяйственные тракторы.
ДЭЗ работал со смежниками и строго в соответствии с планом пятилетки. Когда СССР был ликвидирован, а Россия превратилась в рыночную помойку, экскаваторный был предоставлен сам себе. В апреле 2013 года я побывал на предприятии – директору Михаилу Горбачуку понадобилась помощь. Нужен был рекламный ролик для продвижения очень нужного изделия – дорожной фрезы для скалывания льда. Эту штуку разработал главный  конструктор завода Сергей Щербаков еще в 2005 году. Опытный образец успешно прошел испытания и был принят в серийное производство. Фреза представляет собой металлический барабан, внутри которого расположено несколько рядов зубчатых ножей из высокопрочной стали. Она навешивается на трактор МТЗ и с помощью привода вращения приводится в рабочее состояние. Ширина захвата колеблется от 1400 до 2500 мм. Работает фреза довольно быстро – со скоростью 3 км в час. После одного-двух проходов от ледяного панциря не остается и следа. Трактору остается лишь очистить дорогу или тротуар от ледяной крошки. В летнее время фреза может применяться для удаления кустарников и мульчирования почвы на заросших полях, обочинах дорог, для создания ровной поверхности земли при посадке газонов, создания противопожарных полос. Благодаря своей модульной конструкции может использоваться для фрезеровки асфальтового покрытия при ямочном ремонте дорог.
Разработка экскаваторного завода стала актуальной как никогда. Нынешние снежные зимы, когда коммунальщикам лень вывозить снег, превращают наши дороги в ледяной панцирь. Увеличивается количество ДТП, автомобили выходят из строя. Понимая это, заводчане сделали фрезу максимально дешевой и надежной. И разослали письма и предложения во все уголки необъятной России, в том числе в администрации городских и сельских поселений Дмитровского района. Каково же было их удивление, когда спустя месяц, другой они не получили ответов. Никто не заинтересовался полезной вещью. Достаточно сказать, что за 2012 год Дмитровский экскаваторный завод продал лишь три фрезы! И как после этого жить дальше, чем выплачивать зарплату рабочим? Стоимость агрегата намного ниже импортных аналогов – 850 тысяч рублей. Да и срок изготовления всего неделя. Непонятна позиция дмитровских властей, которые испытали на себе весь гнев автолюбителей и пешеходов. Неужели не нашлось денег в районном бюджете на дорожную технику, которая блестяще решила бы проблему очистки дорог ото льда. Не приложила сил для продвижения товара и Дмитровская торгово-промышленная палата, хотя это ее прямая обязанность. На официальном сайте ДЭЗ не так много продукции – никому не нужен труд заводчан. Поэтому руководство пошло на крайние меры – освоило выпуск жаровен и мангалов. Скажи кому в советское время, что экскаваторный завод выпускает мангалы для приготовления шашлыка – никто бы не поверил. Да еще сообщили бы в КГБ и обвинили в измене Родине и саботаже. 

 

Новая фреза оказалась ненужной России


Знаете, что я подумал? Мы погрязли в такое коррупционное болото, из которого нам никогда не выбраться. Будь экскаваторный завод не государственным, а коммерческим предприятием, в кабинет к директору уже давно бы заглянули люди с дипломатами и предложили откаты. Вот тогда бы пошел товар. Только не по 850 тысяч, а по полтора-два миллиона. И такая ситуация – во всех отраслях нашего разбитого, приватизированного народного хозяйства. В ликвидационный список Дмитровского района вошли: Яхромская прядильно-ткацкая фабрика, ОАО «Орудьеволента», Астрецовская фабрика металлических игрушек, Дмитровская галантерейная фабрика, Дмитровский экспериментально-механический завод, завод «РОСТАР», Дмитровский домостроительный комбинат, Дмитровский деревообрабатывающий завод. В полуживом состоянии находятся: Дмитровский завод фрезерных станков, Дмитровский завод алюминиевой консервной ленты, Дмитровский авторемонтный завод, унитарное предприятие Всероссийского общества слепых. Все перечисленные предприятия работали в системе плановой экономики, делая ту продукцию, которая нужна была другим отраслям. То есть они были винтиками большой машины. Нет машины, не нужны и винтики. Зато есть ВТО с ее беспошлинными правилами, огромные налоги и отчисления в пенсионный фонд, высокие цены на энергоносители. А еще заветное слово «ГАЗПРОМ», которое учат наизусть уже в детских садах.  
Справка: первый советский траншейный экскаватор МК-I был создан Дмитровским экскаваторным заводом в январе 1934 года в рамках социалистического соревнования в честь XVII съезда ВКП(б). МК-I был машиной цепного многоковшового типа и использовался для рытья траншей при прокладке водопроводных систем и канализации. Благодаря освоению производства этой машины СССР был избавлен от необходимости закупать траншейные экскаваторы за рубежом. С тех пор на заводе разработано много образцов траншейных экскаваторов и налажено их серийное производство для предприятий строительства, мелиорации, газовой и нефтяной промышленности, связи и инженерных войск.

 

 

Судьба Дмитровского экскаваторного завода схожа с еще одним подмосковным предприятием – ОАО «ФИИЦ М». Это предприятие было основано в 1952 году для испытания и внедрения новых видов сельскохозяйственной техники, в первую очередь – тракторов и их составных узлов: муфт сцепления, двигателей, шин. Сегодня в разделе «объявления» на сайте Центра висит одно-единственное предложение: «Сдаем в аренду земельные участки в Чеховском районе, в том числе с бетонным покрытием по цене от 100 руб. за кв. м в год». Когда в России шарахнул кризис, Дмитровский экскаваторный завод занялся изготовлением жаровен и мангалов, а «ФИИЦ М» – унитазами и теплотрассами. Ученых, конструкторов, рабочих унизили – дальше некуда! Но еще больше их унизили осенью 2013 года, когда стало известно, что с 1 ноября приступил к обязанностям генерального директора предприятия экс-министр обороны Анатолий Сердюков.

 


Справка: ОАО «Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения» («ФИИЦ М»), находится на балансе Росимущества и входит в один из холдингов «Ростеха» – «РТ-Авто». Расположен в селе Новый Быт Чеховского района Московской области. Предприятие ведет свою историю от испытательной базы Научного автомоторного института (НАТИ), которую предписывалось организовать постановлением правительства СССР от 29 июня 1950 года и приказом министра автомобильной и тракторной промышленности Союза ССР от 4 июля 1950 года. В августе 1953 года для испытательной базы был выделен земельный участок общей площадью 6,25 гектара. С 1954 года на ней проводились сложные тяговые испытания тракторов. В 1970-е годы испытательная станция развилась в большую научную организацию, насчитывающую 17 научно-исследовательских лабораторий и самостоятельный опытно- конструкторский отдел. Для проведения эксплуатационно-технологических испытаний тракторов в различных почвенно-климатических условиях станция располагала тремя опорными базами на Северном Кавказе, в Поволжье и Северном Казахстане. В соответствии с постановлениями правительства СССР от 3 августа 1966 года и от 26 марта 1970 года в Подмосковье был построен современный полигон (трактородром) площадью более 60 гектаров для испытаний и доводки тракторов. В 1980 году станция была преобразована в подмосковный филиал НАТИ. 3 апреля 1991 года на базе НАТИ был организован Музей тракторной техники, экспозиция которого отражает историю зарождения и развития тракторной науки и техники в России. В 1996 году НАТИ был зарегистрирован как ФГУП – «Федеральный исследовательский испытательный центр сельскохозяйственного машиностроения» («ФИИЦ СХМ»). Он представлял собой научно-технический комплекс Минпромнауки РФ по исследованиям и испытаниям тракторов, самоходных сельхозмашин, военной и специальной техники с последующим доведением их параметров до требований национальных стандартов и международных правил. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года и от 25 августа 2004 года федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный исследовательский испытательный центр сельскохозяйственного машиностроения» было преобразовано в ОАО «Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения». 27 марта 2009 года ОАО «ФИИЦ М» в соответствии с постановлением правительства РФ от 21 ноября 2008 года вошло в состав Государственной корпорации «Ростехнологии» (государственная корпорация по содействию разработки, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции). 15 ноября 2013 года стало известно, что генеральным директором Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения назначен бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Как говорится, без комментариев.

 

Комментарии ()