Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

СоставЗаседанияДокументы

ДМИТРИЙ ПОТАПЕНКО - предприниматель

«За последние три года с российского рынка ушли 56 различных крупных сетей. Я уж не говорю про количество закрытых заводов, в том числе иностранных. Что все мы в огне и в войне – конечно, классно, но со стороны это выглядит ужасно».

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

Промышленность - итоги

 

ИГОРЬ НЕЧАЕВ - главный редактор "Деревеньки"

 

Начну с того, что министерства промышленности и науки Московской области больше не существует. Его просто нет в структуре областного правительства. Хотя сайт еще «висит» в интернете, а последняя дата новостей – 30 августа 2012 года. Вместо него появилось новое министерство инвестиций и инноваций, которое возглавил Денис Буцаев. Интересен тот факт, что в графе его биографии – пусто. Ну, раз нет министерства, значит, нет программ и финансирования этой жизненно важной отрасли. Так ли это? Взглянем на состояние станкостроения и металлообработки в Дмитровском районе.

 

Полупустой сборочный цех ДЗФС

 

Чтобы оценить сегодняшнее состояние Дмитровского завода фрезерных станков (ныне – «Станкостроитель-ДЗФС») достаточно зайти на проходную предприятия. В глаза сразу бросаются обшарпанные стены, побитая напольная плитка и поеживающаяся от холода женщина-вахтер. А еще информационный щит на кирпичной стене завода, на котором указано два десятка организаций, арендующих помещения предприятия. Завод, как говорят сегодня, остался «на плаву». Так и плавает на просторах стагнирующей российской экономики.

В Новый 2014 год Дмитровский завод фрезерных станков вошел с долгами. Только должен не завод, а должны заводу. Причем в должниках числятся государственные предприятия. Дело в том, что сегодня согласно действующему законодательству, а именно 94-му федеральному закону о госзакупках все заказы проходят процедуру торгов или тендеров. Суть проста – кто предложил за произведенные работы или продукцию меньше денег, тот и выиграл аукцион. Так вот, Дмитровский завод фрезерных станков также принимает участие в ежегодных торгах. Но мало выиграть торги, еще нужно сначала произвести товар, в данном случае фрезерный станок, а лишь потом получить за него деньги. И никакой предоплаты! Вот здесь и проблема. Некоторые заказчики, в основном государственные предприятия тянут время с оплатой уже готового заказа. В итоге свежевыкрашенный и упакованный станок стоит на заводе месяцами. А сам завод терпит убытки. Начинаются задержки по зарплате, несвоевременные платежи за энергоресурсы. На январь 2014 года долг госпредприятий перед заводом за отгруженную продукцию составляет 4,5 млн. рублей. Заказчики ссылаются на олимпиаду в Сочи, мол, все их деньги уходят туда.

 

Наши фрезерные станки мало кому нужны


Но самое главное – продукция завода неконкурентоспособна! Благодаря вхождению России в ВТО и полному отсутствию государственной поддержки станкостроения внутренний рынок просто завален китайскими станками, стоимость которых на 30% дешевле отечественных. Сегодня стоимость классического фрезерного станка без ЧПУ, произведенного на ДЗФС, составляет 1 млн. 800 тыс. рублей. А китайский аналог – 1 млн. 200 тыс. рублей. Но наши станки, по словам директора ДЗФС Владимира Савицкого намного надежнее. Кстати, в Белоруссии иначе относятся к станкостроителям, там просто не пускают на внутренний рынок импортные станки. А еще подпитывают отрасль из федерального бюджета.
За период 1950 по 1980 гг. было выпущено более 5000 станков с числовым программным управлением. Только за год в цехах завода собиралось 3,5 тысячи фрезерных станков различного назначения, которые шли, в том числе и на экспорт. Коллектив предприятия насчитывал около 3 тысяч человек. Все цеха были полностью укомплектованы оборудованием и специалистами высочайшего класса. Сегодня ни того, ни другого практически не осталось.

 

Слесарь Алексей Ефимов: "Работать надо!"

 

Слесарь механосборочных работ 6 разряда Алексей Ефимов в кризисные годы расстался с заводом, но потом снова вернулся. Не жалеет, но за предприятие ему обидно. Полгода назад у него появился ученик. Василий Голубев окончил сельхозинститут имени Горячкина, но не найдя работу в сельском хозяйстве пришел на завод. Быстро втянулся в производственный процесс и ни о чем не жалеет.
Для того чтобы быть рентабельным предприятием заводу нужно продавать хотя бы пять станков в месяц. Старое руководство завода предпочитало работать через дилерскую сеть. Но сегодня решено исполнять заказы без посредников. Трудно сегодня заводу без поддержки и больших заказов. Стабильно растут тарифы и налоги. За 2013 год тарифы на электроэнергию повысились на 60%! Добавил масла в огонь и лопнувший в прошлом году «Мастер-банк», ведь завод имел в нем зарплатные счета. Из 2,5 млн. «зависших» рублей Центробанк не вернул заводу ни копейки. И все же дирекция завода делает сегодня все, чтобы оставшиеся 150 человек получали зарплату (около 30 тысяч рублей) без задержек и были обеспечены работой.  За 2013 год ДЗФС выпустил всего 44 станка. Нынешний год обещает быть не легче. Вся надежда – на «оборонку», ей сегодня очень нужна продукция Дмитровского завода фрезерных станков. Кстати, заказывает дмитровские станки и ФСБ. Они нужны для расснаряжения взрывчатых веществ. Если бы завод получил возможность изготовить 100 таких станков в год, то его положение значительно улучшилось. Тем более, пока есть потенциал. В механическом цехе установлены три обрабатывающих центра немецкого производства, огромный шлифовальный станок и еще сотни других станков. И люди есть. Вот только нет желания и воли у российского правительства сделать нашу отрасль лучшей хотя бы в Европе.

Еще один бывший флагман машиностроения – Дмитровский экскаваторный завод при Спецстрое России. В 2013 году предприятие отметило 100-летний юбилей. С первых лет специализировалось на выпуске землеройной техники. В 1934 году в цехах ДЭЗ был создан первый отечественный многоковшовый экскаватор непрерывного действия МК-1. С тех пор на заводе разработано много образцов траншейных экскаваторов и налажено их серийное производство для предприятий строительства, мелиорации, газовой и нефтяной промышленности, связи и инженерных войск. В течение последних 15-20 лет ДЭЗ работает под заказы, которых с каждым годом становится все меньше. Дошло до того, что КБ завода для выживания разработало мангалы и жаровни. Два последних месяца завод практически простаивал. Рабочий коллектив сокращен в 10 раз и составляет около 300 человек. Рабочий день сокращен, много станков и оборудования законсервировано. По словам директора предприятия Михаила Горбачука, на российском рынке для ДЭЗ нет серьезных заказов. Последние разработки завода – мульчер (измельчитель) для лесной промышленности и фреза для сколки льда не пользуются спросом из-за дороговизны и насыщения рынка импортной продукцией.
Сокращен рабочий коллектив на Дмитровском экспериментально-механическом заводе. ОАО ДЭМЗ ведёт свое начало с завода «Стройдеталь», основанного в 1944 году. В 1956 году завод перешел в ведение Московского института «Оргстанкинпром» и стал его опытной базой. Площадь промплощадки была 3,2 га. Сегодня большая часть производственных помещений отдана в аренду. С 1996 года завод начал выпуск оборудования для производства пенобетона, а с 1997 года – дефектоскопных установок для контроля состояния свободных колец подшипников и колесных пар локомотивов и железнодорожных вагонов. Заводчане освоили серийный выпуск модулей насосных газосепараторов «Дмитровец», приводов винтового штангового насоса. Чтобы выжить руководство приняло решение о выпуске чугунных люков для канализационных, телефонных, газовых сетей, а также каминов, печей, садовых скамеек, предметов ритуальных услуг. Большинство заказов – штучные, экономически нерентабельные. Некоторые цеха, столовая отданы в аренду.
Испытывает серьезные трудности Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты (ДОЗАКЛ). Предприятие основано в 1972 году. В 1976 году была принята в эксплуатацию первая очередь завода мощностью 11,5 тысяч тонн алюминиевой консервной ленты в год. Впервые в России было освоено производство гибкой полимерной упаковки. В 2006 году завод переименовали в ОАО РУСАЛ Дмитров, а в 2007 году передали в «En+Group». В декабре 2008 года на ОАО ДОЗАКЛ была введена в эксплуатацию новая линия резки DALLAN. На предприятии возобновили производство алюминиевой ленты для консервной тары. Сегодня часть производственных цехов сдана в аренду. В советское время на предприятии работало более 2 тысяч человек, сегодня – в 10 раз меньше. Последняя новость на официальном сайте датирована 25 декабря 2013 года.
Сокращено производство на Дмитровском авторемонтном заводе. История предприятия началась с 1957 года, когда в Яхроме был организован филиал Центральных авторемонтных мастерских ЦАРМ (сегодня яхромский филиал ликвидирован). В филиале производили капитальный ремонт автобусов моделей ЗИЛ-155 и ЛИАЗ-158, а также изготавливали хлебные фургоны и муковозы. В 1975 году ЦАРМ был преобразован в Дмитровский авторемонтный завод. В это время началось расширение производства и строительство новых цехов. Появилось новое уникальное прессовое оборудование, с помощью которого были освоены технологии производства штамповки кузовных деталей автобусов и автомобилей. В 1985 году предприятие выпустило свой первый подъемник. Но в 90-х годах из-за отсутствия спроса прекратился выпуск передних и задних мостов, сократились объемы производства. Подъемник П-97М получил серебряный диплом по итогам участия в конкурсе «100 лучших товаров России» в 2000 году. Последняя новость на официальном сайте за 18 ноября 2013 года: «ЗАО «ДАРЗ начал производство подъемников лифтов для поднятия-опускания легковых автомобилей массой до 5 тонн».
Таков список крупных предприятий Дмитровского района, которые при таком темпе «роста» экономики будут ликвидированы уже в ближайшие годы. За последние 5-10 лет в России ликвидированы:
Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И. Ефремова  (1857 – 2010). Одно из старейших и ведущих предприятий станкостроения СССР. Сыграл значительную роль в развитии станкостроения в СССР. Выпускал универсальные токарно-винторезные и специальные станки.
Павловский инструментальный завод (1820–2011). Инструментальный завод в городе Павлово (Нижегородская область) был основан в 1820 году промышленником Теребиным. Благодаря расположению в центре обширного района металлообработки, благоприятным условиям сбыта завод стремительно расширялся. Ножи, которые выпускал в то время завод, отправляли в Польшу, Турцию, Персию, Бухару.
Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (1932–2007). Крупное предприятие станкостроительной промышленности СССР. Выпускал автоматические линии, на которых осуществлялась обработка деталей с точностью до нескольких микрон. Один из первенцев станкостроения СССР. Вступил в строй в 1932 году. За первые 10 лет освоил производство 48 типоразмеров станков.
Станкостроительный завод «Свердлов» (1868–2005). Машиностроительный завод «Феникс» – ранее одно из крупнейших предприятий Санкт-Петербурга с многолетней историей. В 2005 г. в административном здании обанкротившегося завода был открыт бизнес-центр «Феникс».

Думаю, что по критическому состоянию заводов можно дать субъективную оценку всей отрасли. Стоит отметить Дмитровский завод мостовых железобетонных конструкций, который с каждым годом наращивает объемы своей продукции за счет ее большой востребованности. Это железобетонные балки для железнодорожных и автомобильных мостов, строительные сваи, высокопрочные аэродромные плиты, блоки, товарный бетон. Только за 2013 год МЖБК отгрузил продукции на сумму более 2 млрд. рублей. Но что делать с другими предприятиями? Возможно, упущено время. Машиностроительный рынок насыщен импортом. Жесткие условия ВТО, по которым наши предприятия лишены доступа к дешевым финансам, усугубляют ситуацию. Из-за отсутствия спроса большая часть производственных площадей не используется, цены на энергоносители растут. На предприятиях не внедряются инновационные проекты, не проводится глобальная модернизация – на это просто нет денег. Изношенность мощностей доходит до 80%! Пройдитесь по полупустым цехам с китайскими станками и законсервированными советскими и сами убедитесь в правоте моих слов. Еще одна проблема – кадры. Их катастрофически не хватает металлообрабатывающей отрасли и станкостроению. Для дмитровских заводов молодых токарей, слесарей, фрезеровщиков, электриков готовило СПТУ №20. Однако, в каждым годом все труднее набирать группы, так как молодые люди неохотно идут на эти рабочие специальности. В связи с этим некоторые группы пришлось ликвидировать. Нет теперь и такого понятия как производственная практика. Из училищ на заводы приходят единицы.
В конце концов, ликвидировано министерство промышленности и науки Московской области, которое как раз и отвечает головой за эту отрасль. Как следствие ухудшения экономических показателей – рост безработицы. По прогнозам специалистов в 2014 году безработица достигнет 6% от экономически активного населения против 5,2% в прошлом. К концу 2013 года спрос на рабочую силу в России упал на 10%. Прекратили свое существование 550 тысяч индивидуальных предприятий. В металлообработке официально идет сокращение сотрудников. Что интересно, сам Медведев заявил, что правительство собирается «уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой». Что бы это значило?

По сути, все перечисленные предприятия давали ВВП Дмитровского района и практически формировали доходную часть бюджета своими налогами. Думаю, что положение в других регионах не лучше. Делаю вывод - никакого роста ВВП, по крайней мере в Подмосковье, не ожидается. Более того, деградация крупных заводов и фабрик может привести к бюджетному кризису муниципалитетов. Я еще молчу о той разрушенной инфраструктуре, которая находилась на балансе предприятий. Я имею в виду школы, детские сады, жилой фонд, дома культуры, бани и т.д. Что делать? Правительству Московской области - срочно возвратить министерство промышленности и принять программу поддержки отрасли станкостроения и металлообработки. Вместе с банками реструктуризировать долги предприятий и предоставить им необходимые льготные кредиты. Налоговой инспекции - предоставить заводам налоговые каникулы на время кризиса. Энергоснабжающим организациям (Мособлгаз, Мосэнерго) - заморозить тарифы. Заводам - активизировать свои маркетинговые отделы и перевести свои производства на другие, более востребованные виды продукции. Рабочим - просто работать. Не нужно паниковать, устраивать забастовки, выдвигать требования дирекции. Если происходят задержки по выплате зарплаты - потерпеть. Это системный кризис и от него никуда не деться.
P.S. В 2014 году правительство и профильные министерства отказались выделять Росстату средства на мониторинг рынка труда. Это значит, что теперь не будет объективной картины занятости населения, в том числе в металлообработке и машиностроении и уровня безработицы. И еще. Со 2 по 7 июля в Лейпциге проходил Всемирный чемпионат рабочих профессий WorldSkills International 2013. Это было грандиозное событие, собравшее 1000 участников из 52 стран, соревнующихся по 46 компетенциям. Российская команда принимала участие впервые. И заняла последнее место. В десятку первых вошли: Южная Корея (завоевала 13 золотых медалей!), Швейцария, Тайвань, Япония, Бразилия, Австрия, Германия, Франция, Финляндия, Великобритания. Итогами этих соревнований мы просто подтвердили свое отставание в производительности труда, зафиксированное статистически. Поняв, наконец, что в этой сфере у нас катастрофа, Путин предложил провести следующий Всемирный чемпионат рабочих профессий в России в 2019 году. Учащиеся ПТУ будут соревноваться по 45 специальностям. Хотелось бы надеяться, что эта Рабочая Олимпиада будет для нас не такой позорной.

 

Комментарии ()