Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Сергиево-Посадский район

 

Троице-Сергиева Лавра

 

Свято-Троицкая Сергиева Лавра – крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад, на реке Кончуре. Монастырь был основан в XIV веке преподобным Сергием Радонежским. С 1688 года – Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование Лавры. 22 июня 1744 года последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению об именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврою. Монастырь был закрыт 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Служба в Лавре возобновлена весной 1946 года. В отдельные моменты истории Троице-Сергиева Лавра играла весьма заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси: монастырь был опорой московских правителей, принимал участие в борьбе противтатаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в «Смутное время».

Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV – XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. Самое раннее сооружение в монастыре – четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, выстроенный в 1422 году на месте деревянного одноименного храма. Это один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV – XV вв. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Он построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». С юга к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь постройки 1552 года. К западной половине южной стены собора, на месте, где, по преданию, была келья преподобного Сергия, присторена Серапионовская палатка (нынешняя – постройки 1783 года) – над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре. Здесь также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский. Второй по возрасту лаврский храм – Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) – воздвигнут в 1476 году. Он сложен из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества. Завершается он невысокой синекупольной колокольней. Крупнейшее сооружение монастыря – Успенский собор. Он воздвигнут в 1559-1585 гг. по образцу Успенского собора Московского Кремля. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков. Фрески выполнены в 1684 году Дмитрием Григорьевым и другими мастерами. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 году была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII века). Вблизи западной стены Лавры располагаются казначейские и больничные палаты, последние – с церковью соловецких Зосимы и Савватия – единственным шатровым храмом монастыря. За храмом – Крепостная и Келарская палаты (XVI – XVII вв.). С восточный стороны, за святыми вратами, над широким арочным проёмом, служащим продолжением торжественного входа в монастырь – пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи стиля московского барокко. Она построена на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского. Одна из архитектурных доминант – монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686-1692 гг.) в южной части Лавры. Специалистами она почитается одним из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году из разрушенного московского храма Николы Большой Крест, что у Ильинских ворот. Царские чертоги у северной стены Лавры служили покоями, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в монастырь. К XVII веку также относятся братские кельи на юго-востоке монастыря и Экономический корпус. Ряд интересных сооружений создан на территории Лавры и в XVIII веке: небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 году над местом погребенияМихея радонежского; Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, на средства графа А.Г. Разумовского. Поставленный после возобновления Лавры иконостас в Смоленской церкви – из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице; трёхэтажные Митрополичьи покои, бывшие резиденцией московских архиереев (XVI – XVII вв.); пятиярусная Лаврская колокольня. Рядом с колокольней – обелиск, установленный в 1792 году в память о славных делах и событиях, бывших в обители. Сооружения XIX века на территории Лавры незначительны (корпуса Московской Духовной академии с академическим Покровским храмом и Церковно-археологическим кабинетом); за юго-западными стенами, в Пафнутьевом саду, расположены здание бывшей богадельни, которое теперь используется в качестве помещения Московской Духовной академии, и Странноприимный дом. В конце 1980-х гг. был построен новый актовый зал Академии и новый спальный корпус. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.

 

Троице-Сергиева Лавра

 

Гагино

 

Внутри Спасской церкви села Гагино веет прохладой – до полного восстановления храма еще далеко, потому и гуляет ветер повсюду. На церковных стенах – газетные вырезки с изображением Спасской церкви и старые фотографии знаменитого русского певца Федора Ивановича Шаляпина и его супруги итальянской балерины Иолы Торнаги. Вчитываюсь в статьи и с удивлением узнаю, что именно в Спасской церкви села Гагино 27 июля (по старому стилю) 1898 года венчался Шаляпин с красавицей-итальянкой. Обоим было тогда по 25 лет. В графе «Поручители по женихе» метрической книги церкви села Гагино значилось: «Коммерции Советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин». Поручителями по невесте выступили «Статский Советник Симон Николаев Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин». Шаляпин так описывал это событие: «Живя у Любатович на даче, я обвенчался с балериной Торнаги в маленькой сельской церковке. После свадьбы мы устроили смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина».

 

Спасский храм села Гагино

 

Богородское

 

На въезде в поселок Богородское (ныне городское поселение Богородское) отовсюду видна стела, на которой написана дата 1491-2008. Его жители отметили 517 лет со дня образования родного села. Уникальный народный промысел хранится здесь с незапамятных времен – в Богородском мастерят деревянные игрушки. Прихватив фотоаппарат, отправляюсь в Сергиево-Посадский район.

Поселок Богородское уютно расположился на живописном холме, на берегу реки Куньи, левого притока Дубны. В прошлом на его месте располагалось село Богородское Рождественской волости. Волость впервые была упомянута в завещании Великого московского князя Василия Темного 1461-1462 гг. В дальнейшем волость завещалась наследникам московского престола. Первое упоминание села Богородское встречается в духовной грамоте московского боярина Андрея Михайловича Плещеева, написанной им в августе 1491 года. Село с деревнями и пустошами являлось одной из вотчин боярина, которую он завещал своему второму сыну Федору Чешихе.

История богородской игрушки начинается с легенды, которую мне рассказали старожилы. В маленькой деревушке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор жители деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь».

Сохранились деревянные промыслы в других регионах России. Например, в Нижегородской области. Однажды оттуда мне пришло письмо от моего читателя Владимира Хрыкова:

"Добрый вечер, уважаемый Игорь! Меня зовут Владимир. В прошлом году мы начали возрождение одного небольшого села Новинки в Чкаловском районе Нижегородской области. А знаменем его возрождение послужило возрождение древней деревянной игрушки - Новинской. Мне кажется для Вашего проекта, могут быть интересны Новинки и новинская игрушка. Будем всегда рады участию в проекте или иных проектах. http://hrykovvladimir.blogspot.ru/2012/04/blog-post_11.html

С уважением и пожеланием успешного развития! Хрыков Владимир".

 

«Да не будет свято место пустым!»

 

Радонеж – самое удивительное место Сергиево-Посадского района. Этот необыкновенный клочок русской земли располагается у основания южного склона Клинско-Дмитровской гряды, на левом берегу речки Пажи. Радонеж был основан, предположительно, в XI веке расселявшимися по Волго-Окскому междуречью славянами. Об этом свидетельствует его название, которое представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег. Около середины XII века Радонеж вошел в состав территории Ростово-Суздальского княжества, а в первой четверти XIII века – в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 гг. княжества Северо-Восточной Руси стали частью Золотоордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения и обложили его данью. Сбором дани и надзором за подвластной территорией стали ведать баскаки. Эти ханские наместники сидели, в частности, в Радонеже. Об этом свидетельствуют названия пустошей Ханская и Баскакова, которые находились в окрестностях поселения. Кроме того, в народной памяти сохранились сведения о капище Белые Боги, в котором молились баскаки. Оно располагалось на холме, возвышающемся к востоку от Радонежа.