Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

Клиент всегда не прав

 

ИГОРЬ НЕЧАЕВ - главный редактор "Деревеньки"

 

В конкурентной среде потребитель всегда прав. Это является золотым правилом рыночной экономики. Однако при отсутствии конкуренции, когда товар или услуги клиентам предоставляет монополист, неправым становится потребитель. Классическим примером того, какими убогими, извращенными и варварскими по своей сути могут стать взаимоотношения между поставщиками и потребителями, являются наша привычка платить за электроэнергию и уровень сервиса, который нам предлагается.

 

 

Начну с того, что нам, жителям частных домов ул. Новопролетарская города Яхрома систематически отключает электроэнергию организация, с которой абоненты договора НЕ ЗАКЛЮЧАЛИ. Это филиал ОАО «МОЭСК» – Северные электрические сети. В наш поселок поставляется электроэнергия в рамках заключенных договоров энергоснабжения между КЛИЕНТОМ и ПРОДАВЦОМ. В данном случае клиентами являются абоненты улицы Новопролетарская города Яхрома, а продавцом – Дмитровский территориальный отдел (ТО) ОАО «Мосэнергосбыт». Допустимый режим отключений для плановых и аварийных работ должен быть четко прописан в договорах энергоснабжения. Но ни в одном пункте договора об этом – ни слова. Упоминание о режиме отключений мы нашли в другом документе – «Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сооружений и электроустановок напряжением до 1000 В». Этот документ подписан между абонентами улицы Новопролетарская и ООО «Дмитровэнерго». Данная организация занимается эксплуатацией низковольтных сетей поселка. Так вот, в Акте есть пункт 13 «Дополнительные условия», написанный мелким, едва различимым шрифтом (в такой манере любят печатать кредитные договоры наши коммерческие банки, надеясь на невнимательность клиентов): «Потребитель» согласен на 12 отключений по 10 часов в год для проведения плановых работ…» Правда, энергетики ООО «Дмитровэнерго» тут несколько переборщили. В соответствии с пунктом 31 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861, для третьей категории надежности (население) допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд. На целых 48 часов переборщили!

 

Как вам такое напряжение в сети!


В декабре 2013 года подрядная организация филиала ОАО «МОЭСК» – Северные электрические сети, с которой, повторюсь, никто договоров НЕ ЗАКЛЮЧАЛ, занялась реконструкцией высоковольтной линии напряжением 6 кВ с заменой опор и провода. Время нашли, конечно, подходящее – на улице минусовая температура. Организация известила об этих работах администрацию городского поселения Яхрома, но абонентов в курс дела не поставила. Электричество энергетики отключали в течение всей предновогодней недели, объяснив это временной необходимостью. Несколько подпорченное настроение побудило жителей написать коллективное письмо энергетикам.
Зиму кое-как пережили. И вот весной снова начались «плановые» отключения. На весь день – с 9.00 до 18.00. Нужно сказать, что все системы жизнеобеспечения в частных домах на ул. Новопролетарская энергозависимы. То есть все газовые котлы, системы водоснабжения и канализования без электричества жить не могут. С отключением электричества люди не могут помыться, согреться, приготовить пищу, смыть унитаз. Я не говорю об испорченных в холодильниках продуктах питания! Письма, просьбы, заявления в компетентные органы пока результатов не дали, ведь КЛИЕНТ ВСЕГДА НЕ ПРАВ! 
Кстати, большинство из нас и понятия не имеют о 40 параметрах качества этого товара, вот почему электроосвещение у нас в квартире колеблется, плохо работает электротехника, преждевременно выходят из строя телевизоры и другая бытовая техника. Но еще неприятнее то, что время от времени происходят отключения электроэнергии. Как в зимний период, так и летом. Можно находить бесконечные причины и оправдания всем этим далеко не безобидным мелочам и шероховатостям, но потребитель электроэнергии, который исправно платит по счетам, не может не чувствовать досады всякий раз, когда это происходит, тем более что энергетики, эти продавцы электротовара, не то что не думают приносить извинения за эти неприятности, но даже не считают нужным вовремя предупредить нас об этих инцидентах.
Если вы в магазине купили бракованный товар, то можете обменять его. Это нормальная вещь. Почему же этого нам не удается достичь в отношениях с теми, кто продает нам электричество? Почему работники энергокомпаний, обслуживающих наши дома, поставляют нам этот товар без всяких предварительных гарантий относительно его качества и бесперебойности поставки? Почему мы хорошо знаем о штрафных санкциях по отношению к нам, если будет с нашей стороны допущена отсрочка с платежами или незаконное подключение. Однако не знаем ничего о том, какую ответственность несет продавец в случае, если по его вине произойдет отключение электроэнергии, если из-за длительных проблем с низким качеством этих поставок ваш ребенок приобрел серьезные проблемы со зрением или вышел из строя дорогой газовый котел.
Все это есть результат монопольной системы обслуживания, когда поставщик всегда прав, а потребитель всегда не прав.
Мы хорошо понимаем, что наша энергетика хронически страдает от задолженности по оплате за электроэнергию, и в последнее время предпринимаются большие усилия для того, чтобы заставить платить по счетам солидные компании и предприятия-должники, а также владельцев саун, пансионатов, больших домов. Начинается и более эффективная борьба с расхитителями электроэнергии. Вкладываются большие деньги в реконструкцию ветхих электросетей, замену опор и трансформаторов. Все это, конечно, важные шаги. Однако пока не переменятся кардинальным образом отношения между потребителем и поставщиком в энергетике, в стране от чиновников и бюрократов от энергетики будут страдать те, кто исправно платит по счетам, а это простые и законопослушные граждане.
В самом деле, почему дома должны периодически отключаться от электроэнергии? Почему напряжение в сети должно падать по вечерам только из-за того, что какой-то владелец сауны неподалеку прожигает бесплатно тысячи киловатт-часов в месяц? Или наоборот, повышаться до недопустимых пределов, когда дорогие энергосберегающие светодиодные лампы работают месяц вместо положенных пяти лет? Почему энергетики, собирающие исправно деньги на протяжении многих лет у этих законопослушных граждан, не пришлют им хотя бы раз в жизни какой-то формальной грамоты, благодарности, а еще лучше не преподнесут какой-то подарок как исправному покупателю?
Во всем виновата косная и бездушная монопольная система подачи этого товара, которая закрепилась в сознании нашего народа на протяжении многих десятилетий. Это убийственная и противоестественная установка, когда поставщик всегда прав, а покупатель должен молчать. Нужные усилия правительства, законодателей, ведомств вроде антимонопольного комитета, чтобы обуздать и преодолеть десятилетиями культивируемый произвол энергопоставщиков по отношению к потребителям. И от самого потребителя требуется, чтобы он хорошо знал свои права и умел их отстаивать.
Предстоит длительная борьба между потребителем и продавцом, чтобы их взаимоотношения стали более человечными и ответственными, регулировались буквой закона и равноправными договорами. И мы хотя бы немного продвинемся к тому качеству электроснабжения и сервиса, к той заботе о клиентах, что наблюдается в работе энергокомпаний и продавцов электроэнергии в цивилизованных странах.

 

Комментарии ()