Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

Слуги народные

 

ЕЛЕНА АННИНСКАЯ - обозреватель "Деревеньки"

 

Нехорошая история с главой Ленинского района Кошманом, который растоптал свой депутатский мандат подвигла меня иначе взглянуть на наших избранников. Неплохо было бы сравнить их с народными депутатами советского периода. Начну с того, что народным депутатом или секретарем райкома в советские времена стать было не так-то просто. Для этого нужно было пройти длинный жизненный путь, набраться опыта административно-хозяйственной работы на различных должностях. Если бы художнику тех лет дали задание написать собирательный портрет типичного народного депутата или секретаря парткома, то это был бы седовласый пожилой мужчина с густыми бровями и суровым взглядом. Сегодня с портрета на нас смотрит юноша лет тридцати в дорогом пиджаке и с хитрой ухмылкой.

 

Вот такими они были - депутаты СССР

 

Весь избирательный процесс в СССР регламентировался Конституцией 1977 года. Она декларировала право каждого гражданина страны в возрасте старше 18 лет принимать участие в выборах депутатов народных Советов или быть выдвинутым для избрания. Для депутатов Верховного Совета СССР минимальный возраст ограничивался 21 годом. Выдвигали кандидатов на местах первичные организации КПСС и ВЛКСМ, профсоюзы, общественные организации, собрания воинских частей, трудовые коллективы заводов и фабрик. Так как руководители всех перечисленных структур были членами партии, то весь избирательный процесс находился под полным контролем КПСС. Нужно сказать, что выборы в советы всех уровней проводились на безальтернативной основе. В бюллетенях для тайного голосования стоял, как првило, только один кандидат. Поэтому голосование превращалось в формальность, так как уже заранее был известен результат. Советы всех уровней почти не обладали реальной властью и служили лишь ширмой, скрывавшей могущество КПСС. Это был, пожалуй, единственный серьезный недостаток избирательной системы позднего СССР. Но дела все равно делались, решения принимались с быстротой молнии.

 


В местные Советы депутаты избирались на 2 года, а в Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик на 4 года. Вертикаль власти выстраивалась примерно таким образом: сельские и поселковые Советы, городские, районные, окружные, областные, краевые и Верховный Совет. Депутаты всех уровней были обязаны систематически отчитываться перед людьми о проделанной работе. Большую власть имел первый секретарь областного комитета КПСС, который избирался областным комитетом КПСС по предложению секретариата центрального комитета партии. Но чтобы руководить областью, нужно было пройти все ступени иерархической лестницы, иметь зрелый возраст под 50 и кучу рекомендаций от коллег партийцев. Но и это еще не гарантировало высокий пост и карьерный рост.
Больше всего власти имел Верховный Совет СССР. Достаточно сказать, что ему подчинялись все Советы и он назначал всех министров. Верховный Совет состоял из Совета Союза и Совета Национальностей, куда выбирались прямым и тайным голосованием. Все насущные дела решались на сессиях Советов, которые собирались не реже 4 раз в год. По инициативе депутатов совета и вышестоящих Советов созывались внеочередные Сессии. Решения принимались простым большинством голосов присутствующих депутатов.
На закате СССР в избирательной системе нашего государства появилась звездочка надежды. На 19-й конференции КПСС (1988 г.) приняли решение о созыве съездов народных депутатов. Съезды были призваны обеспечить более широкую представительность всех слоев населения. По задумке Горбачева к участию в решении государственных дел должны были прийти новые люди. Они должны были сменить старых партийных номенклатурщиков и принести свежие управленческие идеи. Съезд, который собирался один раз в год мог решить любой государственный вопрос, принять любой закон.
Съезд народных депутатов состоял из 2250 депутатов, которые избирались сроком на 5 лет в следующем порядке: 750 депутатов – от территориальных избирательных округов; 750 – от национально-территориальных избирательных округов (32 – от каждой союзной, 11 – автономной республики, по 5 – от автономных областей и по одному – от каждого автономного округа); 750 – от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным законом о выборах народных депутатов СССР. Идея Горбачева о созыве съездов народных депутатов произвела неожиданный эффект в обществе. Народ оживился. Например, 26 марта 1989 года на избирательные участки пришло 172 миллионов человек, что составило почти 90% всех избирателей СССР. Всего за два года было созвано пять Съездов народных депутатов СССР.

 

Москва. Кремлевский дворец съездов.

Первый съезд народных депутатов. 1989 год


Первый съезд народных депутатов СССР прошел в Москве с 25 мая по 9 июня 1989 года. Второй съезд народных депутатов СССР работал с 12 по 24 декабря 1989 года. Третий внеочередной съезд народных депутатов СССР прошел с 12 по 15 марта 1990 года. На нем, кстати, учредили должность первого и последнего президента СССР и избрали на этот пост Михаила Горбачева. Четвертый съезд народных депутатов СССР прошел с 17 по 27 декабря 1990 года. На нем обсуждался вопрос сохранения СССР как союзного государства. Пятый съезд народных депутатов СССР состоялся в начале сентября 1991 года после августовских событий в Москве. Съезд принял закон «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период», который уже не предусматривал сохранения съезда народных депутатов в структуре государственной власти, и самораспустился. Вот так бесславно закончилась двухлетняя история горбачевских съездов. Это была неплохая идея, на смену которой пришла сегодняшняя модель вертикали власти.

 

Кремлевский дворец съездов


После августовских событий 1991 года исполкомы Советов всех уровней стали заменяться администрациями, причём главы областных администраций назначались на должность Президентом РФ. В 1993 году система Советов была ликвидирована президентом Ельциным. Сначала разогнали Съезд народных депутатов и Верховный Совет, а затем распустили Советы всех уровней. Сегодняшняя система выборов и вертикали власти писана для царствования небольшой группы лиц. Не работает конституционная фраза «президент избирается на срок не более двух раз подряд». Все глупые законы правительства, ядро которого составляет «Единая Россия», единогласно принимает Госдума, большинство которой тоже единороссы.

 

Август 1991 года. Никто не мог предположить...

 

С 2005 года (вступление в силу закона о местном самоуправлении) идет возня по передаче местных полномочий из района и области в поселения и обратно, от которой страдают местные бюджеты и простые люди. Губернаторы назначаются президентом, а потом снова избираются народом. Сначала вводят смешанную систему выборов (одномандатники и списки от партий), потом ее отменяют, а затем снова вводят. Спикер Госдумы Нарышкин все чаще говорит о необходимости внесения изменений в Конституцию РФ и закон о выборах. Депутаты городских и сельских поселений потеряли интерес к своей работе и не ходят на заседания. Зачастую серьезные решения местного значения принимаются без кворума. Наверное, берут пример с депутатов Госдумы, которые любят игнорировать заседания.

 

Разве что нажать на кнопочку...

 

Немного не в тему, но все же. Некоторые отпрыски друзей Путина и вовсе получают государственные награды за «многолетний труд». В этой связи показателен пример сына президента «Роснефти» Игоря Сечина Ивана 1989 года рождения, которого Путин в 2015 году наградил медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Сын Сечина, работающий в нефтяной компании с марта 2014 года, находится в списке награжденных «за большой вклад в развитие топливно-энергетического комплекса и многолетний добросовестный труд». В указе также упоминаются помощник президента Владислав Сурков и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, которые были представлены к ордену Александра Невского. Сурков был отмечен за заслуги «в обеспечении деятельности администрации президента РФ», Жириновский – «за активную законотворческую деятельность».

Ну а о юном возрасте нынешних депутатов, губернаторов и министров наслышаны многие. Самый юный министр в правительстве РФ – Николай Никифоров. С 2012 года он возглавляет министерство связи и массовых коммуникаций. Никифорову 32 года. Не отстает от него 38-летний министр сельского хозяйства Московской области Дмитрий Степаненко. Но самая юная чиновница в правительстве Московской области – 26-летняя Ирина Плещеева. Она работает начальником главного управления социальных коммуникаций Подмосковья. Не самый старый среди российских губернаторов Андрей Воробьев. В 2014 году он отметил свой 44-й день рождения. 40 лет исполнилось в этом году бывшему мэру Красноармейска Московской области Михаилу Булгакову. В 2007 году он был задержан во время получения взятки. В списке самых молодых депутатов Госдумы: Роберт Шлегель (1984 г.р.; «Единая Россия»), Павел Зырянов (1983 г.р.; «Единая Россия»), Павел Тараканов (1982 г.р.; ЛДПР), Марина Мукабенова (1982 г.р.; «Единая Россия»), Виктория Черкесова (1982 г.р.; «Единая Россия»). Юный возраст это, конечно, не порок. Но и без определенного жизненного опыта на такие ответственные должности назначать нельзя. Даже если у тебя блестящее образование и природный талант. Партийная система в СССР была неидеальной, но вполне демократичной. Советские депутаты смотрели на своих избранников не так свысока, как сегодняшние. И пример тому – поступок Сергея Кошмана, о котором я писала в этой статье. Умнейте, господа депутаты и министры. И скорее старейте!

 

Комментарии ()