Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

Кому выгодны инвестиции?

 

ИГОРЬ НЕЧАЕВ - главный редактор "Деревеньки"

 

Модное несколько лет назад слово «инвестиции», похоже, переживает сегодня не лучшие времена. Зарубежные инвесторы с опаской поглядывают на российские просторы. Экономические санкции, эмбарго, сложнейшая геополитическая обстановка, падение рубля и цен на нефть – есть чего опасаться! Но если допустить, что Россия не оказалась бы, как сейчас, в международной изоляции и продолжила курс на иностранные инвестиции. Хорошо это или плохо для стагнирующей российской экономики? Попробуем разобраться на примере Дмитровского района Московской области.

 


Чем хороши иностранные инвестиции? Тем, что западные компании вкладывают свой капитал на российских территориях, двигают отечественную экономику, открывают рабочие места, строят инфраструктуру. Преимущества явно налицо. Инвестиционный бум в Дмитровском районе начался в середине 2000-х годов. Для привлечения иностранных инвесторов районная администрация еще в 1997 году разработала льготную систему налогообложения для совместных предприятий, которая предусматривала снижение местных налогов на 18,9%. Одними из первых потянулись к нам китайцы. Они были готовы вложить миллиарды юаней в амбициозный туристический проект «Сафари-парк». Закладка символического камня и презентация этого грандиозного, как представляли организаторы, проекта состоялась 6 августа 2006 года. На площади 500 га китайцы планировали построить мощную инфраструктуру для содержания животных, собранных из разных стран и континентов с гостиницами, ресторанами, гольф-полями и паркингами. На проект предполагалось потратить  больше 100 млн. долларов. Но дело не заладилось – китайцы усомнились в рентабельности проекта и надежности российских партнеров. В то время губернаторствовал в Московской области Борис Громов. Он со своей командой решил привлекать иностранные инвестиции по простому принципу – дашь на дашь. Ты нам деньги – мы тебе землю. При заключении контракта иностранные партнеры взамен вложенным деньгам получали немало преференций: льготы по налогообложению, подключению инженерных сетей, кредиты с пониженными ставками. Но самое главное – землю. Либо в аренду на 49 лет, либо в собственность. Совместные предприятия формировались как с иностранным контрольным пакетом акций, так и с российским.

 

Несостоявшийся инвест-проект "Сафари парк"


Вслед за китайцами на дмитровские земли обратили внимание крупные инвесторы из Бельгии, Франции, Южной Кореи. Бельгийская компания Chelamco Group (основана в 1985 году) и французская FM Logistic специализируются на логистике. Их склады, офисы, загородная недвижимость построены по всей Европе. В 2012 году бельгийцы построили в районе села Белый Раст (городское поселение Икша) первый терминал логистического парка «Дмитровский». Вскоре возведут и второй. По окончании строительства общая площадь складских помещений составит 228 тысяч квадратных метров. В реализации проекта весомую помощь оказал коммерческий «Альфа-банк», предоставив инвесторам и подрядчикам льготные кредиты.
По соседству с бельгийцами на бывших землях сельхозназначения в районе деревни Никольское уютно разместились корейцы. Южнокорейская компания Hyundai Mobis построила здесь логистический терминал и склад, а также сервисный центр по предпродажной подготовке автомобилей Hyundai и Kia. Площадь нового складского комплекса Mobis Parts составила более 40 тысяч квадратных метров, а инвестиции в строительство превысили 35 млн. долларов. 

 

Логистический парк "Дмитровский" (Белый Раст)


В октябре 2012 года на территории индустриального логистического парка «Орудьево» (село Орудьево, городское поселение Дмитров) был заложен первый камень под строительство логистического комплекса «Бати Лосино» общей площадью складских и офисных помещений 141 тыс. квадратных метров. Проект реализует французская компания FM Logistic. Это один из крупнейших в России логистических операторов, предоставляющих своим клиентам полный спектр логистических услуг: складирование, переупаковка, расфасовка, перевозка всеми видами транспорта, таможенное оформление грузов. Объем инвестиций на создание комплекса составит более 4 млрд. рублей. В 2014 году компания завершила строительство первой очереди комплекса, освоив около 2 млрд. рублей и сдав в эксплуатацию 42 тыс. квадратных метров. С открытием второй очереди общее количество рабочих мест составит 1300 человек.
Все эти проекты были подписаны в Дмитровской торгово-промышленной палате в рамках районной инвестпрограммы развития индустриальных парков. Районные власти выделяли земельные участки, помогали в их оформлении, подписывали разрешительную документацию, привлекали подрядчиков. Иностранцы были просто в восторге от такой помощи! До тех пор, пока не грянули западные экономические санкции. Снижение инвестиций иностранных компаний официально признали в правительстве Московской области. Например, министр экономики Подмосковья Ирина Смирнова заявила журналистам, что в последние месяцы наблюдается снижение темпов роста прямых инвестиций в регион. Повышение темпов роста министр прогнозирует лишь в конце 2016 года. По словам Ирины Смирновой, сегодня руководством региона ведется активная работа по переориентации с европейских стран на страны Юго-Восточной Азии при заключении инвестиционных контрактов. Первые ласточки уже прилетели в Дмитровский район. В конце октября 2014 года в Дмитров прилетела китайская делегация из городского округа Шаосин, являющегося крупным текстильным центром Китая. Как обычно, визит был закреплен подписанием протокола о намерениях установления дружественных отношений между районом Кэцяо (городской округ Шаосин, провинция Чжэцзян) и Дмитровским муниципальным районом. Теперь китайцы снова будут внимательно изучать инвестиционный климат и, по возможности, закрепляться на нашей земле. 

 

Логистический комплекс FM Logistic (Орудьево)


Возвращаясь к логистике, нужно сказать, что она завязана на прямых поставках товара для складирования. За аренду складов клиенты платят немалые деньги арендодателю. В данном случае бельгийской Chelamco Group и французской FM Logistic. Эти деньги по российским законам облагаются налогами, из них формируется прибыль. Куда эта прибыль направляется? На счета головных компаний арендодателей, но никак не в российский бюджет. Нам достаются крохи от деятельности логистических комплексов: страховые отчисления работников, коммунальные платежи и т.д. Если бы на этих территориях были построены фабрики и заводы с российским капиталом, то федеральный, областной и районный бюджеты получили бы гораздо больше денег. Арендуемая и выкупленная в собственность земля, как правило, используется иностранными инвесторами на свое усмотрение. Например, в планах FM Logistic – увеличить емкость своих складов и построить коттеджный поселок на продажу. И снова вся прибыль утечет во Францию. Бельгийцы тоже в стороне не останутся. По сути, в Московской области европейские компании открыли свои филиалы и комфортно себя чувствуют. Да, они вложились, кормят наш народ. Но предоставляют в основном неквалифицированные рабочие места – грузчиков, водителей автокаров, уборщиц, охранников. Работают иностранцы на своем программном обеспечении, едят свою пищу, строят склады из своих стройматериалов. Например, молочная ферма в деревне Бунятино построена полностью из немецких стройматериалов. Компания «Вольф-Систем» (Германия) не смогла найти в России даже металлоконструкции нужного качества. Не говоря уже о системах навозоудаления, вентиляции, автоматизированного доения. При строительстве фермы был использован лишь российский бетон. 
Подводя итоги, перечислю лишь некоторые инвестиционные проекты с иностранным капиталом, которые либо успешно развиваются до сих пор, либо потерпели фиаско:
1. Компания «Фрухтринг» (Бунятино). В 1992 году при участии немецкого фермера Эрхарда Шиле (Бавария) создано сельскохозяйственное предприятие «Фрухтринг», которое начало свою деятельность с 25 га арендуемой земли. Сегодня это крупнейший в России агрохолдинг «Дмитровские овощи» с собственной базой хранения (производит до 50% всего картофеля Подмосковья). 
2. База хранения семенного и товарного картофеля (Рогачево). С участием канадской фирмы «Тройка Потайтоу Интернейшнл» в селе Рогачево было построено современное картофелехранилище на 15 тысяч тонн. Общий объем инвестиций должен был составить более 10 млн. долларов. База хранения принадлежит «Агропромышленному парку» («Дока-Генные технологии»). Проект развивается.
3. Американский фонд «Русские фермы». Запустил 8 инвестпроектов по производству картофеля, овощей и молока. Планировал строительство торгово-распределительного центра для сельхозпродукции. Объем инвестиций должен был составить 68 млн. долларов. Проект закрыт, молочная ферма в деревне Насадкино ликвидирована, торгово-распределительный центр не построен.
4. Завод по производству кормов для животных (Белый Раст). Французская компания «Роял Канин» построила в районе села Белый Раст завод по производству кормов для домашних животных. Общий объем инвестиций составил 10 млн. долларов. Проект развивается.
5. Итальянский технопарк (Орудьево). В 2007 году был подписан контракт на сумму 240 млн. евро по созданию итальянского технопарка в многофункциональном парке «Орудьево» при участии ассоциации «Марке-Россия». Проект заморожен.
6. Завод «Ростар» (Дмитров). Наиболее крупный проект, осуществленный с помощью иностранных инвесторов – строительство завода с уникальной американской технологией по производству алюминиевой тары «Ростар». Завод закрыт.
7. Завод «Руслафальт» (Дмитров). Российско-немецкое предприятие по производству дорожного покрытия. Сумма инвестиций составила более 5 млн. долларов. Ликвидировано. 
8. Завод «PUK-WERKE KG» (Рогачево). Совместное российско-немецкое предприятие по производству кабеленесущих систем промышленной группы. Общий объем инвестиций компании в строительство завода составил около 100 млн. рублей. Создано около 50 новых рабочих мест. Проект развивается.
Теперь, когда вы поняли, что такое иностранные инвестиции и как они работают, ответьте на простой вопрос: так чью же экономику развивают французы, бельгийцы, немцы, китайцы? Российскую или свою? Нужны ли нам такие контракты? Нет, я не призываю отказаться от иностранных инвестиций, иначе меня сразу припишут к так называемой «пятой колонне». Наверное, было бы разумнее подписывать с европейцами более продуманные контракты и ни в коем случае не отдавать им землю в собственность. Для эффективной работы сгодится и долгосрочная аренда. Самые богатые государства не боятся притока чужих капиталов, если они идут на пользу. Например, в США заводы строят и японцы, и европейцы. А пока мы думаем – строить, не строить, наши территории потихоньку осваивают зарубежные страны. Вся беда состоит в том, что такой расклад устраивает всех – и Запад, и российское правительство. На моей памяти не было еще ни одного чисто российского проекта строительства крупного промышленного предприятия, нефтеперерабатывающего завода, реализованного на территории Московской области. Куда ни плюнь – везде совместные предприятия. Российские власти лоббируют интересы европейских партнеров, так как получают с контрактов и сделок неплохие проценты. В этом нет ничего плохого, это просто бизнес. В условиях импортозамещения, как никогда, назрела необходимость принятия инвестпрограммы для отечественного бизнеса со льготными кредитами, дешевой землей и налоговыми каникулами. Ну а с иностранцами теперь ничего не поделаешь, за высокими заборами их территория, их собственность. А частная собственность, как известно, охраняется законом.

 

30 октября 2014 года

 

Комментарии ()