Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

70-летию Великой Победы посвящается...

Работа Дмитровского поискового отряда

"Рубеж Славы"

 

2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

2016 год 2017 год 2018 год

 

Май 2011 года
В густом лесу на берегу озера Долгое (сельское поселение Габовское) затерялась могила неизвестного летчика, погибшего в декабре. Мемориал здесь поставили еще в советское время, но в реестр памятников Великой Отечественной войны его не занесли.

 

 

 

В 2010 году усилиями местной администрации была проведена реконструкция памятника. Но установить личность погибшего летчика так и не удалось. Тогда за дело взялись члены поискового отряда «Рубеж Славы». 9 мая 2011 года они совершили первый выезд к памятнику и с помощью металлоискателя обнаружили место падения советского истребителя. Подбитый самолет упал в лесу, оставив глубокую борозду. В раскопках приняли участие кадеты Дмитровской средней школы №7 и учащиеся Яхромской средней школы №2. Первое, что сделали ребята на месте раскопа – отвели грунтовую воду. В раскопе они нашли гильзы от авиационных пулеметов ШКАС и УБС, стартер, генератор, бронелисты для защиты летчика, куски фюзеляжа. Но самая важная находка – заводской номер двигателя, по которому удалось определить модель самолета. Им оказался советский двухмоторный тяжёлый истребитель Пе-3.

 


Справка: Пе-3 – модификация машины Пе-2. Разработан в ОКБ-29 В.М. Петлякова. Экипаж 2 человека. Свой первый полёт он совершил в августе 1941 года. По мере приближения немцев к Москве Пе-3 стали применяться в качестве истребителей-бомбардировщиков, для бомбоштурмовых ударов по наступающим войскам. Активная эксплуатация выявила недостатки самолёта, в первую очередь – слабое вооружение. В октябре-ноябре 1941 года самолёт экстренно дорабатывался силами заводских бригад. Был вооружен пушкой ШВАК (20 мм), 2 пулеметами УБ, 3 пулеметами ШКАС. Боевая нагрузка 400 кг. Скорость 535 км в час. Эксплуатация прекращена в 50-х годах.
 Жительница деревни Рыбаки Клавдия Щеткина вспомнила те далекие годы. Она утверждает, что летчика выбросило из кабины. Самолет разбился 27 ноября 1941 года. Трудности в установлении личностей погибшего экипажа возникли из-за того, что в этот день разбились пять самолетов.

 

Июль 2011 года

Члены Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» провели работы по поднятию советского истребителя МиГ-3 в районе населенных пунктов Целеево-Новлянки городского поселения Деденево. К этой экспедиции поисковики во главе с Сергеем Рыбаковым готовились полгода. В течение двух недель поисковый отряд «Рубеж славы» совместно с представителями всероссийской общественной организации «Боевое братство» вел раскопки самолета МиГ-3. Боевая машина упала на склоне оврага, так что проблем с отводом воды из раскопа не было. В ходе раскопок были найдены плоскости крыльев вместе с шасси, патроны от авиационных пулеметов БС и ШКАС. По рассказам очевидцев, после падения истребитель сильно горел. Сбили его два немецких истребителя «Мессершмидт». Информация о погибшем летчике еще будет несколько раз перепроверена. Для этого придется тщательно поработать в архивах. На месте раскопа члены отряда «Рубеж славы» устроили из остатков самолета небольшой памятник.

 


Справка: МиГ-3 - советский высотный одномоторный одноместный истребитель времён Второй мировой войны. Модернизированный вариант истребителя МиГ-1. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича (ОКБ-155). Скорость серийного МиГ-3 на высоте 7 тысяч метров достигала 640 км в час. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолётах. На высоте более 6 тысяч метров он был по маневренности лучше других истребителей. Это был многообещающий самолет. С началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, на которых маневренность МиГ-3 резко ухудшалась. В результате в воздушных боях лета-осени 1941 года части, вооруженные этими самолетами, понесли огромные потери, и вскоре модель была снята с производства.

 

Защищая русское небо...

 

В актовых документах XVI-XVIII вв. упоминается селение Раково при селе Ельдигине, принадлежавшее Д.В. Шеину. В 1896 году в деревне Раково была построена кирпичная часовня, приписанная к церкви в селе Ельдигино. Архитектор Борис Шнауберт – один из мастеров московского модерна.

В лесу неподалеку от деревни Раково городского поселения Яхрома в 1941 году разбился советский самолет. Жители этой небольшой деревушки помнят, как горящая машина, сбивая верхушки деревьев, упала в лесу и взорвалась. Спустя много лет воронка, образовавшаяся от взрыва, заросла деревьями и кустами. И лишь благодаря кропотливой работе членов Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» нынешней зимой удалось обнаружить место падения крылатой машины. В июле этого года здесь началась работа, которую без преувеличения можно назвать подвигом.
Помог отыскать место падения боевой машины уроженец деревни Комаровка Сергей Алексеевич Семенов. Он много лет занимается охотой и хорошо знает здешний лес. Однажды он бродил с ружьем по лесу и обнаружил разбившийся советский самолет. Сегодня Сергей Семенов проживает в поселке Каменка сельского поселения Габо. Зимой 2012 года его совершенно случайно встретили руководитель Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» Сергей Рыбаков и его заместитель Павел Муничкин. Бывалый охотник указал направление поиска. И лишь к концу дня, когда зимний лес погрузился в сумерки, следопыты отыскали место крушения самолета.
2 декабря 1941 года звено тяжелых истребителей-перехватчиков Пе-3 54-го Краснознаменного пикирующего авиаполка под командованием лейтенанта Василия Балмата получило задание нанести удар по скоплению фашистских войск в районе деревни Каменка. На задание в воздух поднялись три машины. Летчики этого авиаполка не раз совершали вылеты в район Астрецова и Яхромы. Они бомбардировали немецкие танки, пехоту, вступали в схватки с мессерами. Многие не вернулись из боя.

 

Житель деревни Раково В.Н. Баринов показывает корреспондентам

направление поиска самолета


Справка: Советский двухмоторный тяжелый истребитель Пе-3 был разработан в ОКБ-29 под руководством советского авиаконструктора Владимира Петлякова. Он неплохо подходил для бомбо-штурмовых ударов по наступающим войскам и мог нести на борту до 700 кг бомб. Но существенным недостатком самолета было слабое вооружение: три крупнокалиберных пулемета Березина и два пулемета ШКАС. Экипаж состоял из двух человек.
Полет 2 декабря 1941 года стал для звена «пешек» под командованием лейтенанта Василия Балмата последним: горящая машина Балмата разбилась у деревни Марфино, вторая взорвалась у деревни Раково, а третья – где-то под селом Андреевское. На место падения бегали деревенские мальчишки. Они нашли в овраге планшет летчика. Но позже он потерялся. Впервые о поисках советских самолетов и летчиков рассказала газета «Красная Звезда» от 26 марта 1988 года. Позже в наш район приезжали редактор центрального телевидения Л.Л. Петрова и корреспондент «Красной Звезды» С.Н. Левицкий. Вместе с работником Дмитровского военкомата Е.В. Сидоркиным и жителем деревни Раково В.Н. Бариновым они попытались составить примерную схему боя и определить места падений всех трех истребителей. Но хотя поиск и не дал явных результатов, общая картина была ясна. Похоже, окончательную точку в этом деле поставят дмитровские следопыты.
После обнаружения в районе деревни Раково разбившегося истребителя Пе-3 появился реальный шанс установить личности погибших летчиков. В деревню Раково решено было направить сводный поисковый отряд, состоящий из членов Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» и отряда «Кинолог» при Федеральной таможенной службе России. Рядом с местом падения Пе-3 ребята разбили полевой лагерь, вооружились лопатами, металлоискателями и приступили к работе. Существует большая вероятность найти в этом раскопе не только фрагменты фюзеляжа, приборы, но и двигатели. По ним, вернее по заводским номерам на двигателях можно установить состав экипажа самолета. Кстати, принимавший участие в раскопках председатель правления Дмитровского районного отделения Московского областного отделения всероссийской общественной организации «Боевое братство» Владимир Кузовлев нашел фрагменты кожаной летной куртки одного из пилотов. Все предметы, найденные в раскопе, ждет тщательная экспертиза.
Прямо на наших глазах ребята нашли в раскопе неплохо сохранившуюся стойку шасси, фрагменты обшивки двигателя, гильзы от пулеметов БС и ШКАС, различные приборы. Но металлоискатель в руках Сергея Рыбакова, который  определяет металл на глубине до 2-х метров, обнаружил на дне раскопа что-то массивное. Возможно, это и есть один из двигателей истребителя Пе-3. После работы уставшие, но веселые, они собираются за костром, пьют чай, играют на гитаре, поют любимые песни. В один из дней прямо у костра Владимир Кузовлев  вручил руководителю Дмитровского отряда «Рубеж Славы» Сергею Рыбакову медаль «За активную работу в поисковом движении», а член отряда «Кинолог» Евгений Фомин был принят в ряды общественной организации «Боевое братство». Ну а все остальные члены сводного отряда получили памятные значки от общественной организации «Боевое братство». Все ребята считают, что делают очень важное в своей жизни дело – поднимают из земли безымянных солдат.
Экипажи трех самолетов мужественно защищали от врага небо Москвы и Дмитрова и погибли смертью храбрых. Всем им было чуть больше двадцати. Теперь, благодаря работе дмитровских следопытов о них узнают родственники. Вечная память героям.

P.S. В результате кропотливой работы поискового отряда "Рубеж Славы" удалось установить состав одного из трех погибших экипажей. Под деревней Раково разбился экипаж Пе-3 в составе Николая Иванова и Евлагия Семукова. Идентифицировать останки помогла найденная в земле петлица с кубиком младшего лейтенанта.