Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

70-летию Великой Победы посвящается...

Работа Дмитровского поискового отряда

"Рубеж Славы"

 

2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

2016 год 2017 год

 

10.06.2013 Перезахоронение в деревне Абрамцево

Об этой санитарной могиле, расположенной прямо в поле, знали всего несколько жителей деревень Абрамцево и Бунятино. В декабре 1941 года им было всего несколько лет, но некоторые из них хорошо запомнили события 1941 года. Вот здесь, где сегодня сажают картофель работники агрохолдинга «Дмитровские овощи», весной 1942 года были похоронены бойцы 1170-го полка 348-й стрелковой дивизии и 97-го полка 18-й кавалерийской дивизии 30-й армии, погибшие при контрнаступлении Красной Армии.
Подсказал место захоронения житель соседней деревни Лев Алексеевич Густарев. С ним подробно побеседовал руководитель поискового отряда Сергей Рыбаков и после этого определил приблизительное расположение санитарной могилы. Нужно сказать, что об этом захоронении члены отряда «Рубеж Славы» знали несколько лет назад. Работы могли бы начаться и раньше, но поисковикам все время мешали погодные условия и распаханное поле. И вот в начале июня этого года было принято решение начать поиски. Большую помощь оказал президент агрохолдинга «Дмитровские овощи» Сергей Филиппов, который распорядился оцепить место раскопа и оказывать членам отряда всяческую помощь.

 

Личные вещи погибших солдат


Рядом с санитарной могилой находился скотный двор. При отступлении немцы оборудовали здесь пулеметную точку. Об этом свидетельствуют найденные в санитарной могиле стреляные гильзы и два магазина от немецкого пулемета МГ-34. Из него фашисты положили десятки бойцов Красной Армии, которые 6-7 декабря 1941 года вели наступление со стороны села Куликово в направлении села Рогачево. Погибшие солдаты так и пролежали на заснеженном поле всю зиму 1941 года, пока их не захоронили местные жители. Краеведы рассказывали, что в захоронении принимали участие старики и школьники Абрамцевской школы. Хоронили наспех, поэтому найденные останки лежали прямо на поверхности. 70 лет по этой могиле ходили тракторы и пахали землю. Боевые действия этого периода подробно описаны в книге Сергея Рыбакова и Василия Карасева «Рогачевский узел».
Сначала поисковики были уверены, что в раскопе захоронено не менее 20 бойцов. В первые дни ребята нашли каски, фрагменты солдатской формы, стреляные гильзы, монеты 1941 года выпуска. Но чем глубже становился раскоп, тем все очевиднее становилось – в сырой земле лежат останки нескольких десятков бойцов. Для поисковиков самым важным предметом является смертный медальон солдата. По нему можно установить личность погибшего. Правда, не всегда это можно сделать. Дело в том, что медальоны представляли собой эбонитовые капсулы, в которые вставлялись записки с фамилией солдата. Зачастую в капсулу попадала вода и разрушала бумагу. Так произошло и в этот раз. Все пять найденных медальонов не смогли помочь ребятам определить личности погибших. Но все они известны и выбиты на гранитных плитах памятников. Поисковики считают, что после боя смертные медальоны были собраны, и уже по ним составили списки погибших.

 

Место раскопа


21 июня накануне священной для всех нас даты начала Великой Отечественной войны на братской могиле в деревне Бунятино состоялось торжественное перезахоронение останков 48-ми солдат. В шести гробах останки были доставлены с места раскопа к братской могиле. Похоронную колонну сопровождали члены общественной организации «Боевое братство», ветераны и кадеты Синьковских средних школ. Перед захоронением состоялся небольшой митинг. Местные жители еще раз вспомнили далекий 41-й. Не забыли наградить и руководителей Дмитровского отряда «Рубеж Славы» Сергея Рыбакова и Павла Муничкина. Благодаря их усилиям было точно определено место поисков и грамотно организована работа по извлечению останков. Большую помощь в организации поисков и похорон оказала администрация сельского поселения Синьковское.
Пока не похоронен последний солдат – война не закончилась. Об этом еще раз напомнили председатель Дмитровского районного отделения «Боевого братства» Владимир Кузовлев и руководитель Московского областного военно-патриотического поискового объединения «Плацдарм» Константин Смирнов. Как раз в этот день через Бунятино проходил маршрут областного автопробега «Помним имя твое, солдат!», посвященного началу Великой Отечественной войны. В завершении митинга настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Григорий совершил чин отпевания по усопшим. Затем под звуки выстрелов военного салюта гробы с останками солдат были преданы земле. Пусть эта бунятинская земля будет им пухом.
Судя по форме черепов и хорошо сохранившимся зубам, это были молодые ребята, только что призванные на фронт из Сибири и Урала. Два кавалериста, остальные 46 – пехота. Всего же в боях за Бунятино погибло более 200 человек. Для многих из них этот бой под селом Куликово был первым и последним. Сойдя с поезда, молодые солдаты под командованием генерала Хетагурова бросились в жестокий бой и окропили своей кровью подмосковный снег. Вечная память героям, сложившим свои головы за нашу Родину!  

 

Свой своего

 

В феврале 1943 года в небе над деревней Дядьково разгорелся воздушный бой. Маленький советский истребитель атаковал врага. Двумя очередями отважный советский летчик прошил топливные баки немца, и самолет тут же загорелся и рухнул на заснеженное поле. Как потом выяснилось, поверженным оказался советский бомбардировщик…

 

Бомбардировщик Пе-8

 

Морозным вечером 9 февраля 1943 в 16.35 советский четырехмоторный тяжелый бомбардировщик дальнего действия Пе-8 (№ 420107) в составе экипажа из 12 человек вылетел c аэродрома Коврово (?) на бомбардирование железнодорожного узла ДНО в Псковской области. Баки были заправлены под завязку, в бомболюках – 4 тонны авиабомб. За штурвалом корабля – заместитель командира 1-й авиаэскадрильи 746-го авиационного полка капитан Николай Александрович Ищенко. Через пять дней Ищенко готовился встретить своё 33-летие. Это был опытный пилот, начавший летать задолго до войны. В 1934 году Ищенко закончил Батайскую лётную школу гражданского воздушного флота. Работал пилотом в Свердловском авиационном отряде, за выдержку и мастерство в аварийной ситуации был награждён орденом «Знак Почёта». На пассажирском самолёте ПС-40 освоил самую длинную в то время авиатрассу Москва-Иркутск. В армии с февраля 1941 года. Был назначен заместителем командира авиаэскадрильи 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка, созданного по инициативе будущего Главного Маршала авиации Голованова из лучших пилотов Аэрофлота. В начале войны на бомбардировщике Ил-4 Ищенко участвовал в оборонительных боях в Белоруссии. 30 июня 1941 года при выполнении боевого задания его самолёт был сбит истребителями противника. Тяжело раненный Ищенко четыре месяца находился в госпитале, но после выздоровления добился разрешения вернуться на фронт.
Самолёт, на котором вылетел экипаж капитана Ищенко – это четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик Пе-8. Выпуск этих машин начался перед войной, тогда они назывались ТБ-7. Название Пе-8 он получил в феврале 1942, после гибели в авиакатастрофе спроектировавшего его конструктора Петлякова. Бомбардировщик Пе-8 – это настоящий воздушный корабль с размахом крыльев в 39 метров и максимальной взлётной массой 35 тонн. Из-за сложности и трудоёмкости производства всего было выпущена 81 машина этого типа. На начало 1943 года все имевшиеся Пе-8 были сосредоточены в 746-м бомбардировочном авиаполку дальнего действия. Из-за своего малого количества самолёты Пе-8 были незнакомы советским зенитчикам и лётчикам ПВО, которые принимали его за немецкий четырёхмоторный бомбардировщик «Кондор». Иногда это приводило к трагическим последствиям. 10 августа 1941 года во время рейда на Берлин с аэродрома Пушкино под Ленинградом несколько ТБ-7 было сбито огнём советской зенитной артиллерии и истребителями ПВО.
Похожая история случилась и на этот раз. На 34 минуте полета позади бомбардировщика неожиданно появился одномоторный Як-7, который был поднят по тревоге с учебного аэродрома Дядьково. Его пилотировал летчик 183 истребительного авиаполка сержант Щелоков. Приблизившись к Пе-8, Щелоков дал по нему две очереди с дистанции около 800 метров, выпустив 280 пуль из пулеметов ШКАС и 30 снарядов ШВАК. После обстрела советская машина моментально загорелась, а бензобаки правой плоскости начали взрываться. Командир корабля, заместитель командира 1-й авиаэскадрильи капитан Николай Ищенко не растерялся и тут же дал команду экипажу покинуть горящий самолет. 11 человек экипажа выбросились с корабля на парашютах и благополучно приземлились. Сам командир направил горящий самолет от населенного пункта, перевел его на планирование, включил автопилот и только после этого сам выбросился на парашюте.

 

Похороны майора Бойченко

 

Пе-8 упал на землю и взорвался на своих бомбах  в 300 метрах от юго-западной окраины села Орудьево. В результате взрыва мощных авиабомб ФАБ-1000 и ФАБ-500 образовалась воронка глубиной в 5 метров и шириной 16-17 метров. Машина со всем оборудованием и вооружением была разнесена на мелкие куски, разбросанные от воронки взрыва на расстоянии до 500 метров. Не был найден лишь один член экипажа, как потом выяснилось  2-й пилот, командир 1-й авиаэскадрильи майор Бойченко, которого капитан Ищенко перед прыжком видел стоящим на втором сидении летчика. Поиски майора на месте падения и взрыва корабля никаких результатов не дали. Комиссия, в состав которой вошли оставшиеся в живых летчики бомбардировщика Пе-8, сделала вывод, что сигнал «я свой» – красная ракета – был дан хвостовым стрелком Пе-8 сержантом Костиным почти одновременно с открытием стрельбы по кораблю истребителем Як-7, пилотируемого сержантом Щелоковым. Позже труп майора Бойченко, накрытый парашютом и припорошенный снегом, нашли и опознали.
Местные жители села Орудьево и соседних деревень на всю жизнь запомнили эту воздушную трагедию. Вот что вспомнила жительница деревни Жуковка Надежда Васильевна Мешкова, которой тогда исполнилось 17 лет: «Зимой 1943 года чистили Дядьковский учебный аэродром от снега. В темноте приходили и в темноте уходили. Сам аэродром чистили грейдерами, а мы лопатами дочищали и снег грузили на машины. Чистили до кирпичей. И вот однажды морозным вечером из-за канала летит большой самолёт, и звук у него такой, как у немецких. Сразу дали команду нашим ястребкам, один из них догнал бомбардировщик и у Орудьева сбил. Ястребок дал две очереди, и тут же дал красную сигнальную ракету «Я свой» бомбардировщик. Но было уже поздно. Самолет взорвался, от мощного взрыва у многих в Орудьеве повылетали стекла в окнах». Заместитель руководителя Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» Павел Муничкин проводил раскопки на окраине села Орудьево, с помощью металлоискателя нашел много мелких фрагментов фюзеляжа Пе-8. Местные жители рассказали ему, что после падения бомбардировщика бомбы рвались еще несколько дней.
Кстати, учебный аэродром, базировавшийся в районе деревни Дядьково (сегодня на его месте расположен кинологический центр министерства обороны «Красная Звезда») стал для многих молодых летчиков могилой. Они не справлялись с управлением, допускали ошибки при взлете и посадке, калечились, гибли… Вообще, этот эпизод Великой Отечественной полон трагизма. Погиб второй пилот Пе-8 майор Бойченко. Через два месяца, 23 апреля 1943 года в бою в районе Клиновая Курской области погиб пилот истребителя Як-7 Иван Щелоков, который сбил в феврале наш бомбардировщик. Трагична и судьба Николая Ищенко.

 

Герой Советского Союза гвардии майор Николай Ищенко


Капитан Ищенко стал командиром 1-й авиаэскадрильи вместо погибшего майора Бойченко. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 года майору Ищенко было присвоено звание Героя Советского Союза. 746 авиаполк приказом Наркома обороны СССР от 18 сентября 1943 года был преобразован в 25-й гвардейский авиаполк дальнего действия. Победу гвардии майор Ищенко встречал в Орше, где базировались машины его полка. Всего за время войны Ищенко совершил 142 боевых вылета – 7 дневных на Ил-4 и 135 ночных на Пе-8. По случаю намечавшегося воздушного парада в честь победы над Германией из Оршы на подмосковный аэродром Быково перелетело 12 машин из состава 25-го Гвардейского полка. Воздушная часть парада Победы по метеорологическим условиям не состоялась, и самолеты до сентября оставались в Быково, а затем начали перелетать на место постоянного базирования в Оршу. 12 сентября 1945 года лидирующий Пе-8 под командованием Ищенко должен был повести всю группу домой. У самолета долго не запускался один из двигателей. Вскоре двигатель начал работать нормально, и машина пошла на взлет. Ищенко поднял свой Пе-8 на высоту 400 метров, выполнил круг над аэродромом и после четвертого разворота, проходя над летным полем, «прижал» машину к полосе и затем сделал прощальную «горку». «Горка» и впрямь оказалась прощальной. При наборе высоты у самолета сложилась правая полуплоскость, и машина рухнула на землю, похоронив под своими обломками 14 человек.
Герой Советского Союза гвардии майор Ищенко похоронен на Центральном кладбище в городе Раменское Московской области.

Разбившийся самолет с момента выпуска имел налет 302 ч. 29 м., совершил 78 посадок. Моторы с момента установки на самолет наработали 39 час.

 

Состав экипажа самолета:
Командир корабля - капитан Ищенко,
2-й летчик - майор Бойченко (погиб),
Штурман - капитан Рагозин,
Инстр. по р/навиг. инж. кап. Попрыкин,
Стр. бомбардир - мл. л-т Дерюгин,
Ст. тех. бортов. в/тех. 2 р. Литвинов,
Пом. борттех. ст. тех. лей-нт Каменецкий,
Радист ст. серж. Глухов,
Возд. стрелок ст. серж. Костин,
Возд. стрелок ст. серж. Марунчак,
Возд. стрелок ст. серж. Лобанов,
Возд. стрелок ст. серж. Казаев.