Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

70-летию Великой Победы посвящается...

Работа Дмитровского поискового отряда

"Рубеж Славы"

 

2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

2016 год 2017 год 2018 год

 

28.06.2017 Семинар «Небо Родины»
С 28 июня по 1 июля на территории Захаровского района Рязанской области около деревни Хутор Охотники проходил Межрегиональный семинар-практикум организаторов авиапоиска времен Великой Отечественной войны «Небо Родины – дальняя авиация в годы Великой Отечественной войны».

 

 

 

 

 

 

 

Организатором семинара-практикума выступило ООД «Поисковое движение России» при поддержке Правительства Рязанской области. В рамках семинара была организована работа лабораторий по истории и методике подъема самолетов. Поисковики совершили подъем частей самолета, обнаружили останки летчиков. Также состоялась презентация книги Б.В. Давыдова и И.Г. Прокофьева «Методические справочные материалы». Семинар был организован в форме полевого палаточного лагеря. В работе семинара приняли участие поисковые отряды из 15 регионов России, в том числе члены Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы».

 

24.07.2017 Найден полярный ТБ-3
Июльская полевая экспедиция дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» принесла удачу его членам. В Солнечногорском районе под деревней Бухарово поисковикам удалось найти место падения советского тяжелого бомбардировщика Туполев ТБ-3, также известного как АНТ-6. Этот огромный, с размахом крыла 39 метров четырехмоторный самолет, выпускавшийся в 30-х годах прошлого столетия использовался в качестве тяжелого бомбарбировщика и транспортного самолета большую часть Второй мировой войны. Всего их было построено 818 экземпляров. До нашего времени не сохранилось ни одного экземпляра ТБ-3.

 


Самолет, который нашли члены отряда «Рубеж Славы» уникален. По найденным в раскопе кускам фюзеляза было установлено, что данный экземпляр входил в состав Полярной Авиации спецотряда «Авиаарктика» Героя Советского Союза Михаила Водопьянова. Таких машин было выпущено немного, они имели закрытые кабины, противообледенительные системы и системы обогрева, была предусмотрена возможность быстрой замены колесного шасси лыжным, установлен тормозной парашют. В «Авиаарктике» эксплуатировались пять АНТ-6А на лыжном шасси. Самолеты широко применялись на Севере в 1937-1944 годах. Машины для полетов в Арктику красились в ярко оранжевый цвет. На гофрированных дюралевых кусках фюзеляза эту краску и нашли поисковики. Правда, на нее была нанесена зеленая краска – так поступали со всеми самолетами во время войны. 

 


Первую разведку в этих местах члены отряда провели осенью 2014 года. В районе деревни Хоругвино они искали Пе-3. В соседней деревне Бухарово Сергей Рыбаков нашел свидетеля катастрофы Маргариту Ушакову. Само падение она не видела, зато припомнила, как на окраине деревни долго стояло оцепление, и работала комиссия НКВД. С тех пор прошло много лет. Все крупные куски ТБ-3 были увезены. Взрыв и пожар на месте падения были такими сильными, что до сих пор в эпицентре не растет трава. С помощью металлоискателей ребята тут же нашли много мелких оплавленных частей корпуса и двигателя. Часто попадались гайки, куски приборов, причем некоторые из них были американскими. Все это указывало на то, что на борту самолета был груз. Предположительно, ТБ-3 поднялся в воздух с тушинского аэродрома и взял курс на Север. Что произошло с ним еще предстоит выяснить.

 

 

Но судя по дате падения – 5 октября 1943 года, это была авиакатастрофа, а не атака немецких истребителей. Все шесть человек, находившихся на борту погибли. Командиру отряда Сергею Рыбакову удалось чудом определить по архивным документам состав экипажа и бортовой номер машины. Им оказался Н-169, летавший в апреле 1941 года на полюс недоступности – крайнюю северную точку СССР. Итак, погибшими на борту оказались 6 человек: командир майор Николай Бузаев, борт-механик лейтенант Семен Бешенцев, воздушный стрелок-радист сержант Владимир Скоков, воздушный стрелок сержант Николай Дудинов и два пассажира адъютант командующего ВВС СФ младший лейтенант Леонид Ашихмин и диспетчер ВВС лейтенант Павел Прокопенко. Майор Николай Бузаев за безупречную службу, отвагу, ночные бомбометания был награжден высокими наградами – орденами «Красное Знамя», «Великой Отечественной войны I степени» и медалями.

 


Немалую помощь в работе отряда оказывают юные поисковики. В летнюю экспедицию на поиски ТБ-3 отправились учащиеся Орудьевской средней школы Софья и Ольга Муничкины, Дина Коршунова и учащийся Деденевской средней школы Сергей Соколов. За их плечами уже несколько экспедиций, так что комары и тяжелая работа в лесу им не помеха. А дым костра и чистый сосновый воздух бодрят и вносят в нелегкие будни немного романтики.

 


ТБ-3 был поистине небесным тихоходом. Его максимальная скорость еле дотягивала до 200 км/час. Неспроста легендарную машину Водопьянова под номером Н-170 прозвали «рыжей коровой». Однако, при всей неуклюжести ТБ-3 мог взять на борт до 12 тонн полезного груза и до 35 солдат. Несмотря на то, что самолет был официально снят со службы в 1939 году, он широко применялся во время советско-финской и Великой Отечественной войны. ТБ-3 принимал участие во всех важных битвах 1941-1943 годов, включая Смоленское сражение, битву за Москву, Сталинградскую битву, прорыв блокады Ленинграда и Курскую битву. Ну а о полетах ТБ-3 на северный полюс написано немало книг. Думается, что после удачной поисковой экспедиции отряда «Рубеж Славы» будет написана еще одна.

На 26 июля 2017 года на счету поискового отряда – более 30 мест падения военных самолетов.