Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

70-летию Великой Победы посвящается...

Работа Дмитровского поискового отряда

"Рубеж Славы"

 

2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

2016 год 2017 год

 

28.06.2017 Семинар «Небо Родины»
С 28 июня по 1 июля на территории Захаровского района Рязанской области около деревни Хутор Охотники проходил Межрегиональный семинар-практикум организаторов авиапоиска времен Великой Отечественной войны «Небо Родины – дальняя авиация в годы Великой Отечественной войны».

 

 

 

 

 

 

 

Организатором семинара-практикума выступило ООД «Поисковое движение России» при поддержке Правительства Рязанской области. В рамках семинара была организована работа лабораторий по истории и методике подъема самолетов. Поисковики совершили подъем частей самолета, обнаружили останки летчиков. Также состоялась презентация книги Б.В. Давыдова и И.Г. Прокофьева «Методические справочные материалы». Семинар был организован в форме полевого палаточного лагеря. В работе семинара приняли участие поисковые отряды из 15 регионов России, в том числе члены Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы».

 

24.07.2017 Найден полярный ТБ-3
Июльская полевая экспедиция дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» принесла удачу его членам. В Солнечногорском районе под деревней Бухарово поисковикам удалось найти место падения советского тяжелого бомбардировщика Туполев ТБ-3, также известного как АНТ-6. Этот огромный, с размахом крыла 39 метров четырехмоторный самолет, выпускавшийся в 30-х годах прошлого столетия использовался в качестве тяжелого бомбарбировщика и транспортного самолета большую часть Второй мировой войны. Всего их было построено 818 экземпляров. До нашего времени не сохранилось ни одного экземпляра ТБ-3.

 


Самолет, который нашли члены отряда «Рубеж Славы» уникален. По найденным в раскопе кускам фюзеляза было установлено, что данный экземпляр входил в состав Полярной Авиации спецотряда «Авиаарктика» Героя Советского Союза Михаила Водопьянова. Таких машин было выпущено немного, они имели закрытые кабины, противообледенительные системы и системы обогрева, была предусмотрена возможность быстрой замены колесного шасси лыжным, установлен тормозной парашют. В «Авиаарктике» эксплуатировались пять АНТ-6А на лыжном шасси. Самолеты широко применялись на Севере в 1937-1944 годах. Машины для полетов в Арктику красились в ярко оранжевый цвет. На гофрированных дюралевых кусках фюзеляза эту краску и нашли поисковики. Правда, на нее была нанесена зеленая краска – так поступали со всеми самолетами во время войны. 

 


Первую разведку в этих местах члены отряда провели осенью 2014 года. В районе деревни Хоругвино они искали Пе-3. В соседней деревне Бухарово Сергей Рыбаков нашел свидетеля катастрофы Маргариту Ушакову. Само падение она не видела, зато припомнила, как на окраине деревни долго стояло оцепление, и работала комиссия НКВД. С тех пор прошло много лет. Все крупные куски ТБ-3 были увезены. Взрыв и пожар на месте падения были такими сильными, что до сих пор в эпицентре не растет трава. С помощью металлоискателей ребята тут же нашли много мелких оплавленных частей корпуса и двигателя. Часто попадались гайки, куски приборов, причем некоторые из них были американскими. Все это указывало на то, что на борту самолета был груз. Предположительно, ТБ-3 поднялся в воздух с тушинского аэродрома и взял курс на Север. Что произошло с ним еще предстоит выяснить.

 

 

Но судя по дате падения – 5 октября 1943 года, это была авиакатастрофа, а не атака немецких истребителей. Все шесть человек, находившихся на борту погибли. Командиру отряда Сергею Рыбакову удалось чудом определить по архивным документам состав экипажа и бортовой номер машины. Им оказался Н-169, летавший в апреле 1941 года на полюс недоступности – крайнюю северную точку СССР. Итак, погибшими на борту оказались 6 человек: командир майор Николай Бузаев, борт-механик лейтенант Семен Бешенцев, воздушный стрелок-радист сержант Владимир Скоков, воздушный стрелок сержант Николай Дудинов и два пассажира адъютант командующего ВВС СФ младший лейтенант Леонид Ашихмин и диспетчер ВВС лейтенант Павел Прокопенко. Майор Николай Бузаев за безупречную службу, отвагу, ночные бомбометания был награжден высокими наградами – орденами «Красное Знамя», «Великой Отечественной войны I степени» и медалями.

 


Немалую помощь в работе отряда оказывают юные поисковики. В летнюю экспедицию на поиски ТБ-3 отправились учащиеся Орудьевской средней школы Софья и Ольга Муничкины, Дина Коршунова и учащийся Деденевской средней школы Сергей Соколов. За их плечами уже несколько экспедиций, так что комары и тяжелая работа в лесу им не помеха. А дым костра и чистый сосновый воздух бодрят и вносят в нелегкие будни немного романтики.

 


ТБ-3 был поистине небесным тихоходом. Его максимальная скорость еле дотягивала до 200 км/час. Неспроста легендарную машину Водопьянова под номером Н-170 прозвали «рыжей коровой». Однако, при всей неуклюжести ТБ-3 мог взять на борт до 12 тонн полезного груза и до 35 солдат. Несмотря на то, что самолет был официально снят со службы в 1939 году, он широко применялся во время советско-финской и Великой Отечественной войны. ТБ-3 принимал участие во всех важных битвах 1941-1943 годов, включая Смоленское сражение, битву за Москву, Сталинградскую битву, прорыв блокады Ленинграда и Курскую битву. Ну а о полетах ТБ-3 на северный полюс написано немало книг. Думается, что после удачной поисковой экспедиции отряда «Рубеж Славы» будет написана еще одна.

На 26 июля 2017 года на счету поискового отряда – более 30 мест падения военных самолетов.