Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

70-летию Великой Победы посвящается...

Работа Дмитровского поискового отряда

"Рубеж Славы"

 

2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

2016 год 2017 год 2018 год

 

05.05.2018 «Вахта памяти» в Демянске
С 25 апреля по 3 мая в Демянском районе Новгородской области прошла «Вахта памяти», посвященная 73-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В ней приняли участие члены Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы». Это место было выбрано неслучайно. Во время Великой Отечественной войны в этом районе проходили ожесточенные и кровопролитные бои. В оборонительных планах Сталина Демянск являлся важным рубежом в прорыве и ликвидации фронта группы армий «Север». Но и Гитлер тоже придавал огромное значение удержанию Демянского плацдарма, потому что видел в этом укреплении начало победного марша на Москву.

 

 

В ходе наступления войска Северо-Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Курочкина окружили в районе Демянска шесть немецких дивизий группы армий «Север» общей численностью до 100 тысяч человек. Для снабжения окруженных войск и удержания Демянского «графства» были задействованы вся транспортная авиация группы армий «Центр» и половина транспортной авиации Восточного фронта. Немцы сумели организовать отличную оборону наружного фронта котла. Это позволило им продержаться в Демянском котле с сентября 1941 года до весны 1943 года, когда невероятными усилиями нашей армии в ходе 2-й Демянской наступательной операции немцы вынуждены были покинуть Демянский плацдарм.

 


В работе «Вахты памяти» приняли участие члены местных поисковых отрядов, а также Москвы, Подмосковья и Карелии. Наш Дмитров был представлен членами поискового отряда «Рубеж славы»: Сергеем Рыбаковым, Павлом Муничкиным, Сергеем Соколовым, Игорем Тарасовым, Юрием Новоселовым. Леса и овраги, где работали поисковики до сих пор хранят в сырой земле останки сотен советских бойцов, погибших в ходе страшных боев. В земле лежат много боеприпасов и техники. За время проведения «Вахты памяти» были найдены останки более 20-ти воинов, каски, патроны, мины, снаряды и стрелковое оружие. По словам командира отряда «Рубеж славы» Сергея Рыбакова, попадались в основном верховые останки воинов. Их очень сложно найти и извлечь из земли.

 

 

Участники «Вахты памяти» жили в полевых условиях в лесу. Работы было много – ребята перелопатили сотни квадратных метров лесистой местности. Они обследовали южную часть Демянского котла в районе деревни Кулотино. По окончании вахты члены поисковых отрядов посетили мемориал и братскую молигу, где находится более тысячи захоронений погибших солдат, в том числе 3-ей Московской Коммунистической дивизии. Вечная память героям!  

 

18.06.2018 Семинар «Небо Родины» в Смоленской области
В августе 1942 года состоялась малоизвестная, но стратегически важная военная наступательная операция. Она получила название Погорело-Городищенская. Основная задача операции состояла в разгроме сил 9-й немецкой армии, освобождении ряда городов и выходу к Волге. 4 августа началось наступление 20-й армии под командованием генерал-лейтенанта Рейтера в районе Погорелого Городища в Смоленской области. Советским войскам сопутствовал успех: за два дня операции войска 20-й армии прорвали оборону немецкого 46-го танкового корпуса и вышли на подступы к рекам Вазуза и Гжать. Противостоящая советским войскам 161-я дивизия была разгромлена. Значительную боевую активность проявляла немецкая авиация. Наша бомбардировочная и истребительная авиация в это же время с воздуха громила тылы и передний край обороны противника. В операции принимала участие советская 1-я Воздушная армия, в которую входило 58 авиаполков. В ходе боев наша авиация понесла большие потери: только штурмовиков было потеряно 219.

 


В этом году было решено провести 3-й межрегиональный семинар-практикум организаторов авиационного поиска «Небо Родины» именно в Смоленской области. Это место – настоящее кладбище авиатехники. Здесь уже давно работает местный отряд «Рейд» из города Гагарин, его члены нашли десятки падений немецких и советских самолетов. Члены Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» не могли пропустить это мероприятие. Семинар работал с 15 по 17 июня в районе поселка Карманово Гагаринского района.

 

 

Организатором выступила общероссийская общественная организация «Поисковое движение России». На местах падений самолетов работали более 60 человек из Дмитровского отряда «Рубеж Славы», гагаринского отряда «Рейд», поискового отряда «Надежда» из Коломны, всероссийского информационно-поискового центра «Отечество» из Казани. В ходе работы семинара решалась главная задача – как идентифицировать самолет без номеров двигателя, по каким признакам определить летчиков-штурмовиков?

 


Каждый найденный самолет тщательно отрабатывается. По малейшим признакам определяются тип, вооружение, причина падения. Ну и главная задача – найти экипаж. Семинар проводился по штурмовой авиации, по самолетам Ил-2, но были обнаружены места падений истребителей, бомбардировщиков – всего более 90 машин.

 

 

 

 

У наших поисковиков оказалось письмо учеников Кармановской школы, написанное 50 лет назад и адресованное дмитровскому краеведу Александру Тягачеву. До сегодняшнего дня на него не было ответа. Нашим поисковикам удалось установить фамилию одного из летчиков погибшего экипажа бомбардировщика Пе-2, указанного в письме. Им оказался уроженец Дмитриевского района Кировоградской области Украины штурман Павел Губарь.

 

 

Его фамилия вместе с другими членами экипажа Александром Редькиным и Николаем Крыловым и дата катастрофы самолета Пе-2 – 11 августа 1042 года, – отмечены на карте проводимых работ семинара. Сверив данные в архивах, Сергей Рыбаков нашел ошибку в названии района, где родился летчик. Это был не Дмитровский район Московской области, а Дмитриевский Кировоградской области Украины. Теперь стало ясно, как геройски погиб штурман Павел Губарь. Его самолет разбился у деревни Барсуки. Выживший после падения штурман не захотел сдаваться в плен и выстрелил себе в голову.

 


За время работы семинара члены поисковых отрядов отработали 9 мест падений боевых машин Ил-2. По завершении полевых работ началась не менее важная и трудоемкая – архивная. Нужно перекопать тысячи страниц, перепроверить все данные. Благодаря такому кропотливому труду поисковиков безымянные герои находят свои имена.

 

13.08.2018 Найден истребитель ЛаГГ-3 (видео)
Раскоп, в котором работают сегодня члены Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» находится в лесном массиве у деревни Чеприно. Здесь в ноябре 1941 года потерпел крушение советский одномоторный истребитель ЛаГГ-3. На момент начала войны считался основным истребителем в наших войсках. О месте падения этой машины командир отряда Сергей Рыбаков узнал еще в 2011 году, когда объезжал соседние деревни в поисках очевидцев авиационных катастроф.

 

 

Житель деревни Фофаново Ивашов вспомнил, как бегал в детстве после школы (Подъячевская школа) на место падения истребителя. В первый раз ребятишки обнаружили почти целый фюзеляж и мертвого летчика на крыле. Видимо, пилот хотел посадить неисправный или подбитый планер и при сильном ударе погиб. Во второй раз летчик был уже без одежды. А в третий раз пилота не было.

 

 


Основные поиски начались с 4 августа этого года. К членам поискового отряда «Рубеж Славы» присоединились ребята из военно-патриотического клуба «Юный разведчик». Это их первый опыт работы в полевых условиях. Руководитель отряда Сергей Рыбаков рассказал, как правильно пользоваться металлоискателем и на что обращать внимание при осмотре местности и в процессе раскопок. Ребята с удовольствием поработали саперными лопатами и получили массу впечатлений. За время поисков в раскопе удалось обнаружить фрагменты фюзеляжа, шасси, крыльев самолета, личные вещи погибшего летчика, много гильз от пулемета БС.

 

Номер фюзеляжа

 

По номеру фюзеляжа №3121-1358 удалось установить, что машина была изготовлена на горьковском заводе ГАЗ-21. Основным материалом при изготовлении самолета были сосна, березовый шпон, фанера и модифицированная смолами древесина (дельта-древесина). Из недостатков нужно отметить слабый двигатель, недоработки конструкции из-за рекордно коротких сроков разработки, чрезмерный вес вследствие применения слабоизученного материала (дельта-древесина). Летчики прозвали ЛаГГ «летающим роялем» из-за фенеры, покрытой лаком и «Лакированным Гарантированным Гробом» из-за низкой надежности.

 

Реактивные снаряды


В 13-й серии вооружение было уменьшено до одного крупнокалиберного пулемета БС (12,7 мм) и одной мотор-пушки ШВАК (20мм). На истребителе были установлены 6 ракетных орудий для реактивных снарядов РС (82мм). Кстати, два из них были найдены в раскопе. На куске двигателя удалось найти еще один номер, правда неполный ПА 135-1…?

 

Номер двигателя

 

По этим данным Сергей Рыбаков установил, что ЛаГГ принадлежал 168-му или 180-му полку фронтовой авиации Западного фронта группы генерала Петрова. Еще много придется поработать с архивными документами чтобы определить фамилию погибшего пилота. По словам Рыбакова, работе мешает неснятая секретность Министерства обороны РФ. Кстати, это 39-е место падения крылатых машин Великой Отечественной войны, найденное членами отряда «Рубеж Славы».

 


Справка: истребитель ЛаГГ производился в различных модификациях с 1941 по 1944 гг. Это один из трёх истребителей нового поколения, принятых на вооружение перед самой войной (другие два – МиГ-3 и Як-1). Руководителем проекта и начальником ОКБ-301 по созданию ЛаГГ-3 был В.П. Горбунов, oднако, самолёт назван по фамилиям не только руководителя проекта Горбунова, но и его ближайших сотрудников: Лавочкина и Гудкова. Машина имела мощное вооружение на первых сериях, высокую живучесть, минимальное использование дефицитных материалов. Основным материалом при изготовлении самолета были сосна, березовый шпон, фанера и модифицированная смолами древесина (дельта-древесина). Из недостатков нужно отметить слабый двигатель, недоработки конструкции из-за рекордно коротких сроков разработки, чрезмерный вес вследствие применения слабоизученного материала (дельта-древесина).

 

21.08.2018 Слет в Великом Новгороде
С 17 по 20 августа в Великом Новгороде проходил IV Слет поисковиков городов воинской славы России, в котором принял участие и дмитровский поисковый отряд «Рубеж Славы». В состав нашей группы вошли командир отряда Сергей Рыбаков, его заместитель Павел Муничкин, Сергей Соколов и Алексей Моисеев. Программа слета оказалась весьма насышенной, за несколько дней поисковики посетили братские могилы, совершили экскурсии по Новгородскому Кремлю, Грановитой палате, успели познакомиться с участниками Международной военно-исторической экспедиции «Волховский фронт. Чудово» и поработать в полевых условиях.

 

 


Так сложилось, что Слет поисковиков совпал с работой Международной военно-исторической экспедиции «Волховский фронт. Чудово», которая стоит в деревне Спасская Полисть Чудовского района с 10 августа. Наши ребята познакомились со своими коллегами из 32-х регионов России и 7 стран СНГ. В экспедиции приняли участие 630 поисковиков из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Молдовы, Эстонии. В ходе полевых работ была использована карта немецкой аэрофотосъемки, приобретенная в США. Она очень помогла поисковикам найти новые места боев. С картой ребят познакомил командир поискового отряда из Великого Новгорода Александр Орлов.

 

 


Но самое большое впечатление у поисковиков оставило братское захоронение в деревне Мясной Бор Новгородского района, где захоронено более 40 тыс. советских воинов. Все они принимали участие в так называемой Любанской наступательной операции 1942-го года, целью которой было разгромить группу армий «Север» и деблокировать Ленинград. Всего в этих тяжелых боях погибло около 100 тыс. человек.
Итоги Слета – это новые знакомства, обмен опытом поисковой работы и конечно дань памяти погибшим советским бойцам.

 

 

Кстати, в новгородской земле похоронен наш земляк из села Орудьево, летчик, младший лейтенант Андрей Иванович Андреев, погибший 22 января 1942 года. Мемориал удалось установить благодаря работе местных поисковых отрядов.