Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Жители деревни Ваньково в один голос утверждают, что известная картина Васнецова «Аленушка» написана Виктором Михайловичем именно здесь, в усадьбе на берегу пруда. Конечно, это не так. Известно, что над эскизами картины художник работал в Ахтырке Сергиево-Посадского района. Васнецов выполнил свою задачу: его пейзажи узнают и считают «своими» во всех уголках необъятной России.

 

"Новое Рябово"

В.М. Васнецов

 

13 мая 2008 года в тихих окрестностях небольшой деревеньки Ваньково было как никогда шумно. Прямо у дороги в тени огромных столетних лип для всех жителей сельского поселения Костинское, краеведов, художников, интеллигенции был устроен настоящий праздник. Здесь в торжественной обстановке состоялось открытие памятного камня выдающемуся русскому художнику, одному из основоположников русского модерна Виктору Михайловичу Васнецову. В деревне Ваньково Дмитровского уезда находилась его подмосковная усадьба, которую он приобрел в 1901 году.
Небольшая деревушка Ваньково впервые упоминается в документах XVIII века. По «Исповедным книгам» 1751 года Ваньково и Глебездово составляли одно имение, владельцем которого был некий И.В. Хряпунов. Тогда в Ванькове было: дом помещика с 16-ю дворовыми и 7 дворов крестьян, где проживало 52 человека. В 1782 году владельцем Ваньковского имения стал прапорщик Николай Иванович Бестужев-Рюмин. За ним числилось: 834,2 десятины земли. В 1811 году Ваньково и Глебездово записаны во владении майорши Марии Ивановны Лопухиной. В 1852 году владелец Ваньковского имения поменялся – им стал старший советник Иван Иванович Шмидт. К этому времени в Ванькове числилось 15 дворов и 102 души, в Глебездове – 9 дворов и 67 душ. К 1859 году в Ваньковском имении числилось 9 дворов, 102 человека и 915 десятин земли.

Будущий владелец усадьбы в Ванькове Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в чувашском селе Лопьял Уржумской волости Вятской губернии (ныне – Кировская область), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. «Происхождение моей фамилии совершенно русское, как и я сам, от имени живущего в нашей стороне Василия... Васи – Васины дети, Васинцы, Васнецовы» – так описывал древнейшие истоки своего рода художник Виктор Михайлович Васнецов. Себя художник считал скифом. Образование он получил в Вятской духовной семинарии. Учился живописи в Петербурге – сначала у И.Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств, затем в Академии художеств.
В конце января 1850 года все семейство Васнецовых переехало в село Рябово, отстоящее от губернского города Вятки в 75 верстах. «Милое, милое Рябово...» Любовь к родному дому сохранилась в душе Виктора Васнецова на всю жизнь. И не случайно художник назвал купленную им в 1901 году усадьбу в Ванькове Новым Рябовым. Однако новое название не прижилось.

 

Дом Васенцова в Ванькове (не сохранился)

 

По воспоминаниям жителя деревни Ваньково Михаила Николаевича Фетисова усадебный дом представлял собой двухэтажное деревянное здание, сложенное из бревен и обшитое тесом. В доме имелось два крыльца, веранда. На территории усадьбы располагались дом для прислуги, две голубятни, конюшня, скотный двор, сенной сарай, молотилка, хозяйственные постройки, глубокий колодец, погреб для хранения молока и овощей. В усадьбе работал до войны дед Павел (Воронцов), которого местные ребятишки прозвали «медоводом». Он содержал большую пасеку и кормил медом своих хозяев. Пчелам здесь было раздолье: цветущие яблони и липы давали вкусный и полезный мед. Яблоневый сад почти весь вымерз во время Великой Отечественной войны. Погибла в эти суровые годы и пасека. А еще в усадьбе были два пруда. В одном из них, по словам Михаила Николаевича Фетисова, любила нагишом купаться барыня.
Усадьбу окружал прекрасный яблоневый сад, дубовые и липовые аллеи. Весь усадебный комплекс был обнесен деревянным 3-х метровым забором, вдоль которого высились стройные липы. На въезде в усадьбу гостей встречала деревянная арка. А гостями здесь были известные художники М.В. Нестеров, В.А. Серов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, А.М. Васнецов и др. В этих благодатных местах, Васнецов работал с 1902 по 1918 гг. в основном в летние месяцы. В усадьбе Ваньково он работал над картинами «Битва Ивана-царевича с морским волком», «Битва русских с половцами», писал для церкви соседнего села Ассаурово икону патриарха Гермогена.
Усадьба находилась на высоком берегу реки Яхромы, из окон деревянного усадебного дома открывался великолепный вид на луга и леса. Когда в 1917 году в имение явились большевики, то категорично заявили хозяевам: или огромная контрибуция, или оставляйте имение. Васнецовы приняли второе условие и с болью в сердце покинули Ваньково. В доме Васнецовых новая власть устроила коммуну, затем дом отдыха «Кооператор». В 50-е годы прошлого века в соседней деревне Шадрино устроили пионерский лагерь «Березки», где отдыхали дети рабочих Дмитровского завода фрезерных станков. В 1952 году сюда был перевезен усадебный дом Васнецова. По словам местного жителя деревни Ваньково Михаила Николаевича Фетисова, дом разобрали, а правильно собрать на новом месте так и не смогли. В 90-х годах пионерский лагерь «Березки» прекратил свое существование, и дачники стали растаскивать все, что уцелело на территории бывшего лагеря. В усадебном доме Васнецова исчезли рамы, двери, косяки, пол, а через некоторое время он и вовсе сгорел. Сегодня «пионерская земля» плотно застроена дачными коттеджами.
В 2005 году министерство культуры Московской области подписало распоряжение  «Об утверждении списка объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия Московской области, подлежащих обследованию в 2005 году». В этот список попали и наши усадьбы: село Саморядово – усадьба «Катуар» и усадьба «Ваньково». Согласно этому документу чиновники обязаны были сделать мониторинг состояния этих объектов. Но, судя по состоянию усадьбы «Ваньково», никаких действий по сбережению этого уникального места сделано не было.

 

Открытие памятника В.М. Васнецову в Ванькове

 

Вот почему открытие памятного камня в Ванькове – настоящий праздник для русских людей, особенно для родственников художника. На открытие памятника была приглашена внучатая племянница художника Ольга Алексеевна Васнецова. В беседе со мной она рассказала, что хотела бы сохранить связь времен и поколений, соединить две усадьбы – Рябово Вятской губернии и Ваньково Московской. Ольга Алексеевна готова помочь в восстановлении усадьбы и представить уникальные документы – письма, фотографии, оставшиеся ей в наследство.
Виктор Васнецов нарисовал замечательные картины «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье» и др.  Более сорока раз художник участвовал в различных художественных выставках: дважды в Париже, Лондоне, Риме, Стокгольме, Петербурге, Москве, в 1924–1925 гг. – в выставке русского искусства в Нью-Йорке и Чикаго. Кроме того, в московских музеях, залах Академии художеств в Петербурге прошли семь его персональных выставок. Прожил Виктор Михайлович Васнецов на свете 78 лет и умер 23 июля 1926 года в своём доме в Москве, в Третьем Троицком переулке. «Я только Русью и жил...» – писал он, словно бы подводя итог своей насыщенной жизни.
Сегодня территория бывшей усадьбы практически вся застроена дачными коттеджами. Старые липы и дубы представляют серьезную опасность для жителей и могут в любую минуту упасть на их головы. В Ванькове нет общественного колодца. При виде опустевшего парка приходит мысль о создании в этих местах музея-заповедника и туристического маршрута по «васнецовским» местам. И местные власти сельского поселения Костинское в содружестве с музеем-заповедником «Дмитровский Кремль» в состоянии организовать его.