Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Туфельных дел мастера

Вознесенский храм села Раменье

 

Французские женские туфельки на тонком каблучке популярны не только сегодня. Они пользовались большим спросом у женщин и в XIX веке. Мало кто из нас, дмитровчан, знает, что туфельное производство в позапрошлом веке процветало и у нас, в Дмитровском уезде. Здесь жили и работали самые настоящие туфельных дел мастера. За подробностями я отправился на самый север Дмитровского района – в село Раменье. Сегодня оно входит в состав сельского поселения Куликовское. Читаю в книге М.Н. Тихомирова: «Раменье Повельского стана. В первой половине ХVI века принадлежало Медведевой пустыни, носило название «деревня, что было село Новое Раменье, Санное тож». Село Новое Медведевой пустыни известно уже с 1562 года, когда оно насчитывало 3 двора крестьянских, 2 непашенных двора и монастырский двор, к нему приписано было много деревень». Кстати, рамением в старину называли густой лес в соседстве с пашней.

В Раменском кусте значилось несколько довольно богатых деревень: Караваево, Быково, Борцово, Дрочево, Карамышево. Все они, так или иначе, были связаны одним промыслом – изготовлением модельной обуви. Идеально пошитые из натуральной кожи мужские и женские туфли и сапоги пользовались большим спросом во всей России. Очень часто в селе Раменье устраивались пышные ярмарки для привлечения торговых людей. Башмачная артель имела неплохой авторитет и за рубежом. Знатные дамы любили щеголять на балах в раменских туфлях. Через некоторое время артель перевели в Ново-Никольское.

В XIX веке в Раменье заложили каменный храм Вознесения Господня. Он строился на средства прихожан. Многие из них были весьма зажиточны, ведь башмачное ремесло достигло в то время наивысшего расцвета. Более десяти лет настоятелем храма в селе Раменье является отец Александр (Пахомов). Весь смысл его бытия сегодня – в восстановлении храма, которому так много досталось от прежней жизни. Отец Александр рассказал об истории церкви. На ее месте изначально существовал деревянный храм с двумя боковыми приделами в честь Ильи Пророка и великомученицы Параскевы. Центральный придел был посвящен Вознесению. В 1860 году каменный храм был освящен и обнесен оградой. Церковь могла вместить одновременно до двух тысяч прихожан.

 

 

В 1932 году храм колхозники разорили и разместили в нем склад химикатов, который серьезно повредил кирпичные стены и фундамент. Вместо прекрасной керамической плитки настелили деревянные полы и нанесли волейбольную разметку. Самое подходящее место для спортивных игр! Порой, советский менталитет доходил до абсурда. После, того, как храм разорили и осквернили, его внутренние стены покрыли побелкой. Потратили огромные деньги, чтобы скрыть под известью уникальную орнаментальную живопись, выполненную талантливыми мастерами. Но в храме произошло чудо – часть фресок через некоторое время проявилась сквозь побелку. Утраченные иконы пришлось восстанавливать на Софринской фабрике.

Три раза храм в Раменье грабили, уносили все подряд, что под руку попадалось: кагор, коврики, иконы, свечи. В селе праздновалось три престольных праздника – Ильин день, Вознесение и Параскева. Последний праздновался осенью, ведь Параскева была покровительницей женщин-труженниц, которые заканчивали всю работу в конце года. Отец Александр нашел в лесу надгробный камень, на котором выбито: «Здесь похоронена Фекла Иосифовна Тихомирова, потомственная дворянка, скончавшаяся на 37-м году жизни». К слову сказать, богатых дворян и священников хоронили в подвальном помещении храма. Но в советское время подвал был завален мусором и не оставил никаких шансов краеведам.

В 30-е годы в округе появились колхозы, которые занимались животноводством и полеводством. Детей еще с детства приучали косить траву, доить коров и пахать землю. Эти времена хорошо помнит бывший агроном Тамара Александровна Бычкова. Колхоз тогда назывался «Серп и молот» и занимался в основном полеводством, выращивал в большом количестве лен. Мелкие колхозы постепенно объединялись в крупные. В Раменье министерство сельского хозяйства СССР решило организовать один из крупнейших в Подмосковье животноводческих комплексов. Совхоз «Зареченский» имел тогда дойное стадо более пяти тысяч голов. Для привлечения сюда людей в Раменье началось активное строительство рабочего поселка: коттеджей для колхозников, магазинов, больницы, сельского клуба. Но с началом перестройки дела здесь пришли в полный упадок. Дойное стадо сокращалось, зарплату людям не платили. К концу 90-х годов государство полностью отказалось от финансирования сельского хозяйства. Совхоз «Зареченский» обанкротился. Теперь на месте бывшего животноводческого комплекса, гремевшего своими успехами на всю страну советов, местные предприниматели открыли пилораму. Жизнь в Раменье после банкротства совхоза замерла. Сельчане, бывшие работники предприятия вместе с работой потеряли веру. Кто спился, кто занялся бизнесом, а кто и вовсе уехал из этих мест.