Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Щелковский район

 

 

Усадьба Алмазово

 

Когда-то это место называлось Ошитково, и упоминалось как пустошь в документах 1620-х гг. Таковым оно остаётся и по ныне. В стороне от Щёлковского шоссе и крупных населённых пунктов, в лесной глуши, путник вдруг неожиданно для себя попадает в скрытый от посторонних глаз, обособленный мир усадьбы, с удивительно красивым названием – Алмазово.

Первые владельцы этой земли – Елизаровы. В конце XVII в. вотчина перешла к их родственнику Семёну Ерофеевичу Алмазову, в роду которого она оставалась до 1753 года. При С.Е. Алмазове была выстроена первая деревянная церковь во имя Преподобного Сергия, заменённая в 1730-х гг. каменным храмом. Позднее усадьбу приобрел горнозаводчик Н.А. Демидов, владевший также имением Петровское на другой стороне Московии. При нём в 1760-1770-х гг. сложился архитектурный комплекс, был разбит регулярный парк с системой каналов и прудов с искусственными островами.

Вся композиция демидовской усадьбы была построена относительно 700-метрового канала, раздвоенного в центре, и огибавшего полукруглый остров, с возведённым на нём господским домом. Дом соединялся с флигелями, перекинутыми через водный поток мостами-галереями. Параллельно каналу проходила главная усадебная аллея, вдоль которой выстроены церковь, оранжерея, конюшни, корпуса для дворни. В стороне от канала находился основной парковый массив, с живописным Лебяжьим прудом, с 8-ю островками, соединённых между собой лёгкими мостиками и украшенных беседками и павильонами («Китайская башня», «Домик уединения» и пр.) В первой четверти XIX века началась реконструкция усадьбы с переносом её центрального ядра. На новом участке началось строительство дома с флигелями, оранжереи... но полностью замысел так и не был осуществлён, из-за продажи имения. Жилой дом в стиле ампир, рядом с церковью, как раз принадлежит этому строительному периоду. Двухэтажное здание, тяжеловесной архитектуры украшено мощным двухколонным портиком в антах, вынесенным за линию фасада. Окна первого этажа декорированы белокаменным очельем и подоконными досками на консолях.

Существующая церковь возведена в 1814-1819 гг. при Н.Н. Демидове в стиле классицизма. Здание обладает хорошими пропорциями и сдержанным декором (в основном это прямоугольный руст и пилястры), дополненным фресковой живописью на поле фронтона и в нишах. Кубический объём храма увенчан световой ротондой, перекрытой куполом с люкарнами. Трёхъярусная колокольня завершена высоким и стройным шпилем.

 

Сергиевская церковь

 

Глинки

 

Усадьба Глинки – старейшая в Подмосковье, относящаяся ещё к петровским временам. Она принадлежала в течении века (до 1791 года) Брюсам. Родоначальником Брюсов был Яков Вилимович – сподвижник Петра I – военный и государственный деятель, учёный и дипломат. Архитектурный ансамбль Глинок был создан в 1730-х гг., когда Я.В. Брюс вышел в отставку.

Усадьба выстроена в стиле дворцово-парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. В настоящее время сохранилось два каменных комплекса – парадный и хозяйственный. Парадный двор образован главным домом и тремя флигелями. Хозяйственный двор был основательно перестроен в конце XVIII века и более не представляет художественного интереса. Небольшой двухэтажный, прямоугольный в плане дом (20-30-е годы XVIII в.), можно считать наиболее старым из сохранившихся в Подмосковье. Его отличает сдержанная торжественность. Арочный портал рустован, скошенные углы здания в обрамлении пилястр. Оконные наличники красивого рисунка, с демоническими масками на замковых камнях над окнами первого этажа, и лучковым очельем – над окнами второго. Второй этаж по обоим фасадам выделен открытыми лоджиями, со спаренными колоннами. На крыше – лёгкая деревянная башенка, специально спроектированной для астрономических наблюдений Брюса.

«Лаборатория Брюса», или как её ещё называют – «Петровский домик» – представляет собой одноэтажный парковый павильон, сохранивший декоративное убранство петровской эпохи. По сторонам главного входа помещаются полукруглые в плане арочные ниши для статуй, обрамлённые спаренными пилястрами с белокаменными капителями композитного ордера. Хороши рокайльные раковины, украсившие конхи ниш. Декоративное убранство павильона дополняют широкие пилястры и фигурные наличники.

Ныне здания старинной усадьбы занимает санаторий «Монино». В западном флигеле усилиями местных краеведов открыт музей Я.В. Брюса, который работает по воскресеньям с 10 до 14 часов.

 

Усадьба Глинки

 

Гребнево

 

Усадьба Гребнево была основана в конце XVI веке боярином Б.Я. Бельским. С начала XVII века она перешла во владение к князьям Трубецким, в 1781 году имение приобрел генерал Г.И. Бибиков, в роду которого имение оставалось до 1811 года. Архитектурный ансамбль, созданный при нём, без особых изменений дошёл до наших дней.

Первое что попадается на глаза - это две церкви, разные по цветовому и объёмно-планировочному решению, но одинаково прекрасные. Наиболее высокая - зимняя Никольская церковь (1786-1823 гг.; архитектор Ольделли и Дерюгин) представляет собой редкий для той эпохи тип ярусного центрического храма «под звоном». Над колокольным ярусом, в аттиковом этаже находится помещение для механизма башенных часов. Рядом стоящая летняя Гребневская церковь (1786-1791 гг.; архитектор Ветров) - ротондального типа, имеет крестообразный план, с овалом в средокрестии. Рукава креста обработаны портиками дорического ордера. Оба здания выстроены в стиле классицизма, имеют прекрасные пропорции и изысканный декор.

 

Усадьба Гребнево

 

Через ограду церковного двора начинается территория усадебного комплекса. Главный дом - двухэтажное здание с антресолями, завершён фронтоном и соединён крытыми переходами с двусветными павильонами. Он стоит на центральной оси парадного двора, в организации которого участвуют четыре флигеля и главные проездные ворота в виде триумфальной арки. Парадный двор огромен, архитектурный ансамбль впечатляет своим размахом и монументальностью. К сожалению, комплекс уже многие годы брошен на произвол судьбы, хотя предпринимались попытки его возрождения и реставрации. Кто знает, может быть, когда-нибудь мы увидим эту усадьбу в былом великолепии?..