Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

70-летию Великой Победы посвящается...

Работа Дмитровского поискового отряда

"Рубеж Славы"

 

2010 2011 2012 2013 2014 2015

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

 

Май 2011 года
В густом лесу на берегу озера Долгое (сельское поселение Габовское) затерялась могила неизвестного летчика, погибшего в декабре. Мемориал здесь поставили еще в советское время, но в реестр памятников Великой Отечественной войны его не занесли.

 

 

 

В 2010 году усилиями местной администрации была проведена реконструкция памятника. Но установить личность погибшего летчика так и не удалось. Тогда за дело взялись члены поискового отряда «Рубеж Славы». 9 мая 2011 года они совершили первый выезд к памятнику и с помощью металлоискателя обнаружили место падения советского истребителя. Подбитый самолет упал в лесу, оставив глубокую борозду. В раскопках приняли участие кадеты Дмитровской средней школы №7 и учащиеся Яхромской средней школы №2. Первое, что сделали ребята на месте раскопа – отвели грунтовую воду. В раскопе они нашли гильзы от авиационных пулеметов ШКАС и УБС, стартер, генератор, бронелисты для защиты летчика, куски фюзеляжа. Но самая важная находка – заводской номер двигателя, по которому удалось определить модель самолета. Им оказался советский двухмоторный тяжёлый истребитель Пе-3.

 


Справка: Пе-3 – модификация машины Пе-2. Разработан в ОКБ-29 В.М. Петлякова. Экипаж 2 человека. Свой первый полёт он совершил в августе 1941 года. По мере приближения немцев к Москве Пе-3 стали применяться в качестве истребителей-бомбардировщиков, для бомбоштурмовых ударов по наступающим войскам. Активная эксплуатация выявила недостатки самолёта, в первую очередь – слабое вооружение. В октябре-ноябре 1941 года самолёт экстренно дорабатывался силами заводских бригад. Был вооружен пушкой ШВАК (20 мм), 2 пулеметами УБ, 3 пулеметами ШКАС. Боевая нагрузка 400 кг. Скорость 535 км в час. Эксплуатация прекращена в 50-х годах.
 Жительница деревни Рыбаки Клавдия Щеткина вспомнила те далекие годы. Она утверждает, что летчика выбросило из кабины. Самолет разбился 27 ноября 1941 года. Трудности в установлении личностей погибшего экипажа возникли из-за того, что в этот день разбились пять самолетов.

 

Июль 2011 года

Члены Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» провели работы по поднятию советского истребителя МиГ-3 в районе населенных пунктов Целеево-Новлянки городского поселения Деденево. К этой экспедиции поисковики во главе с Сергеем Рыбаковым готовились полгода. В течение двух недель поисковый отряд «Рубеж славы» совместно с представителями всероссийской общественной организации «Боевое братство» вел раскопки самолета МиГ-3. Боевая машина упала на склоне оврага, так что проблем с отводом воды из раскопа не было. В ходе раскопок были найдены плоскости крыльев вместе с шасси, патроны от авиационных пулеметов БС и ШКАС. По рассказам очевидцев, после падения истребитель сильно горел. Сбили его два немецких истребителя «Мессершмидт». Информация о погибшем летчике еще будет несколько раз перепроверена. Для этого придется тщательно поработать в архивах. На месте раскопа члены отряда «Рубеж славы» устроили из остатков самолета небольшой памятник.

 


Справка: МиГ-3 - советский высотный одномоторный одноместный истребитель времён Второй мировой войны. Модернизированный вариант истребителя МиГ-1. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича (ОКБ-155). Скорость серийного МиГ-3 на высоте 7 тысяч метров достигала 640 км в час. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолётах. На высоте более 6 тысяч метров он был по маневренности лучше других истребителей. Это был многообещающий самолет. С началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, на которых маневренность МиГ-3 резко ухудшалась. В результате в воздушных боях лета-осени 1941 года части, вооруженные этими самолетами, понесли огромные потери, и вскоре модель была снята с производства.

 

Защищая русское небо...

 

В актовых документах XVI-XVIII вв. упоминается селение Раково при селе Ельдигине, принадлежавшее Д.В. Шеину. В 1896 году в деревне Раково была построена кирпичная часовня, приписанная к церкви в селе Ельдигино. Архитектор Борис Шнауберт – один из мастеров московского модерна.

В лесу неподалеку от деревни Раково городского поселения Яхрома в 1941 году разбился советский самолет. Жители этой небольшой деревушки помнят, как горящая машина, сбивая верхушки деревьев, упала в лесу и взорвалась. Спустя много лет воронка, образовавшаяся от взрыва, заросла деревьями и кустами. И лишь благодаря кропотливой работе членов Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» нынешней зимой удалось обнаружить место падения крылатой машины. В июле этого года здесь началась работа, которую без преувеличения можно назвать подвигом.
Помог отыскать место падения боевой машины уроженец деревни Комаровка Сергей Алексеевич Семенов. Он много лет занимается охотой и хорошо знает здешний лес. Однажды он бродил с ружьем по лесу и обнаружил разбившийся советский самолет. Сегодня Сергей Семенов проживает в поселке Каменка сельского поселения Габо. Зимой 2012 года его совершенно случайно встретили руководитель Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» Сергей Рыбаков и его заместитель Павел Муничкин. Бывалый охотник указал направление поиска. И лишь к концу дня, когда зимний лес погрузился в сумерки, следопыты отыскали место крушения самолета.
2 декабря 1941 года звено тяжелых истребителей-перехватчиков Пе-3 54-го Краснознаменного пикирующего авиаполка под командованием лейтенанта Василия Балмата получило задание нанести удар по скоплению фашистских войск в районе деревни Каменка. На задание в воздух поднялись три машины. Летчики этого авиаполка не раз совершали вылеты в район Астрецова и Яхромы. Они бомбардировали немецкие танки, пехоту, вступали в схватки с мессерами. Многие не вернулись из боя.

 

Житель деревни Раково В.Н. Баринов показывает корреспондентам

направление поиска самолета


Справка: Советский двухмоторный тяжелый истребитель Пе-3 был разработан в ОКБ-29 под руководством советского авиаконструктора Владимира Петлякова. Он неплохо подходил для бомбо-штурмовых ударов по наступающим войскам и мог нести на борту до 700 кг бомб. Но существенным недостатком самолета было слабое вооружение: три крупнокалиберных пулемета Березина и два пулемета ШКАС. Экипаж состоял из двух человек.
Полет 2 декабря 1941 года стал для звена «пешек» под командованием лейтенанта Василия Балмата последним: горящая машина Балмата разбилась у деревни Марфино, вторая взорвалась у деревни Раково, а третья – где-то под селом Андреевское. На место падения бегали деревенские мальчишки. Они нашли в овраге планшет летчика. Но позже он потерялся. Впервые о поисках советских самолетов и летчиков рассказала газета «Красная Звезда» от 26 марта 1988 года. Позже в наш район приезжали редактор центрального телевидения Л.Л. Петрова и корреспондент «Красной Звезды» С.Н. Левицкий. Вместе с работником Дмитровского военкомата Е.В. Сидоркиным и жителем деревни Раково В.Н. Бариновым они попытались составить примерную схему боя и определить места падений всех трех истребителей. Но хотя поиск и не дал явных результатов, общая картина была ясна. Похоже, окончательную точку в этом деле поставят дмитровские следопыты.
После обнаружения в районе деревни Раково разбившегося истребителя Пе-3 появился реальный шанс установить личности погибших летчиков. В деревню Раково решено было направить сводный поисковый отряд, состоящий из членов Дмитровского поискового отряда «Рубеж Славы» и отряда «Кинолог» при Федеральной таможенной службе России. Рядом с местом падения Пе-3 ребята разбили полевой лагерь, вооружились лопатами, металлоискателями и приступили к работе. Существует большая вероятность найти в этом раскопе не только фрагменты фюзеляжа, приборы, но и двигатели. По ним, вернее по заводским номерам на двигателях можно установить состав экипажа самолета. Кстати, принимавший участие в раскопках председатель правления Дмитровского районного отделения Московского областного отделения всероссийской общественной организации «Боевое братство» Владимир Кузовлев нашел фрагменты кожаной летной куртки одного из пилотов. Все предметы, найденные в раскопе, ждет тщательная экспертиза.
Прямо на наших глазах ребята нашли в раскопе неплохо сохранившуюся стойку шасси, фрагменты обшивки двигателя, гильзы от пулеметов БС и ШКАС, различные приборы. Но металлоискатель в руках Сергея Рыбакова, который  определяет металл на глубине до 2-х метров, обнаружил на дне раскопа что-то массивное. Возможно, это и есть один из двигателей истребителя Пе-3. После работы уставшие, но веселые, они собираются за костром, пьют чай, играют на гитаре, поют любимые песни. В один из дней прямо у костра Владимир Кузовлев  вручил руководителю Дмитровского отряда «Рубеж Славы» Сергею Рыбакову медаль «За активную работу в поисковом движении», а член отряда «Кинолог» Евгений Фомин был принят в ряды общественной организации «Боевое братство». Ну а все остальные члены сводного отряда получили памятные значки от общественной организации «Боевое братство». Все ребята считают, что делают очень важное в своей жизни дело – поднимают из земли безымянных солдат.
Экипажи трех самолетов мужественно защищали от врага небо Москвы и Дмитрова и погибли смертью храбрых. Всем им было чуть больше двадцати. Теперь, благодаря работе дмитровских следопытов о них узнают родственники. Вечная память героям.

P.S. В результате кропотливой работы поискового отряда "Рубеж Славы" удалось установить состав одного из трех погибших экипажей. Под деревней Раково разбился экипаж Пе-3 в составе Николая Иванова и Евлагия Семукова. Идентифицировать останки помогла найденная в земле петлица с кубиком младшего лейтенанта.