Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Личное мнение

Здесь размещены мои авторские статьи о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

В некотором царстве...

 

ЕГОР ПОДБЕРЕЗОВИКОВ - журналист

 

В некотором царстве, в некотором государстве появилось однажды местное телевидение. И назвали его кабельным каналом «ХД». Странная аббевиатура, но так пожелали учредители. Три местных предпринимателя без профильного образования выпросили у местной администрации кредит на покупку бэушного оборудования для записи и трансляции спутникового ТВ-сигнала. И замутили в начале лихих 90-х трансляцию в одном из многоквартирных жилых домов. Крутили с утра до ночи записанные с коммерческих спутниковых каналов музыкальные клипы и фильмы. Потом открыли прокат видеофильмов, записанных кустарным способом на кассетах VHS.

 


За предоставленную услугу льготного кредита нужно было как-то расплачиваться. Вот и придумали предприниматели организовать прямые эфиры с представителями местной администрации. Купили пару видеокамер SVHS, микрофоны, микшерный пульт, зеленую простынь для хромакея. Так на канале появился первый самостоятельный контент – местные новости, прямые эфиры с чиновниками, авторские и детские программы. И люди стали включать телевизор почаще – местные новости всегда смотреть интересно. Да и выбора тогда не было – в лихие 90-е на федеральных каналах смотреть было нечего.
Для привлечения и расширения аудитории нужно было развиваться. Но предприниматели всегда думают в первую очередь об извлечении максимальной прибыли, а потом обо всём остальном. И развитие затянулось на долгие 25 лет… Вкладывали в редакционное оборудование мало. Крайне мало. Всё больше покупали кабель для подключения домов. Больше абонентов – больше денег! Где транслировать контент? Свою дециметровую частоту купить жаба душит. Выход нашли – подсказали коллеги из других царств-государств. Учредители заключили договор с популярным федеральным каналом, ретранслировали его и вставляли в эфирные окна свой контент.
На региональном телевидении корреспондент сам пишет подводки для ведущего, сам монтирует, а иногда даже сам снимает сюжет и выступает в качестве диктора новостей. Со всем этим интересно иметь дело, но когда-нибудь талантливый журналист упирается в потолок. И он уходит. Остаются бездыри и лентяи. Те, кому уже неохота менять свою жизнь, и те, кто ничего не умеет делать, кроме как написания бездарных подводок, жалких новостийных текстов и нажимания на кнопки пультов.

 


Журналистов в студию «ХД» набрали немного. Платили крохи. У корреспондентов были оклады, сравнимые с зарплатой медсестер и воспитателей детских садов, а у операторов – с зарплатой уборщиц. Предприниматели делили прибыль между собой и не спешили делиться с подчиненными. Поработав месяц-другой, люди уходили. А те, кто остался на кабельной студии, старались держаться на острие, всё время справляться со сложными темами. Это залог успеха в любой профессии. Но работы с каждым годом становилось всё меньше. Учредителям студии нужна была не слава журналистов и их талант, а прибыль от проката рекламы и платных услуг. Так появился на кабельном канале рекламный отдел и телемагазин платных объявлений. А еще платные поздравлялки с юбилеями и днями рождений. Текли денежки и с абонентов. Они исправно платили за услуги ретрансляции федеральных телеканалов. Кабельная паутина «ХД» росла, на крышах многоэтажек как грибы после дождя появлялись общедомовые антенны.
Поначалу у канала «ХД» все же была задача поднимать важные социальные вопросы и работать с населением. Так пожелал глава местной администрации. Кстати, чиновник лояльно относился к критическим сюжетам и сам был не прочь покритиковать на голубом экране своих распоясавшихся подчиненных. Поэтому журналисты добросовестно делали злободневные материалы, развлекательные и образовательные программы, а также реализовывали разные креативные идеи. Они создавали программы про интересных людей, выпускали передачу «КВН», программу для детей, рассказывали об истории малой Родины и сельском хозяйстве. Словом, старались создавать позитивный контент.

 


Теперь всех этих программ не существует. Когда сменилась власть в царстве-государстве, учредители помешались на муниципальном контракте, и за бюджетные деньги готовы были на всё. В первую очередь директор и редактор кабельного канала категорически запретили снимать критические материалы. Журналистов и операторов не уволили, зарплату не повысили, а нагрузку добавили. А еще сказали, что недовольные могут написать заявление по собственному желанию. И поставили новую задачу – пиарить нового главу царства-государства. Бегать за ним по пятам, удовлетворять любой каприз. Коллективу редакции показалось, что с ними просто не хотят иметь дело, и поэтому большинство сотрудников просто ушли. Остались только несколько человек из технического персонала и молодые корреспонденты. Новости превратились в пиар-компанию чиновников, авторские программы сократили до минимума или вообще выбросили из эфира. Остались платные объявления, рекламные ролики – никаких инноваций, самодеятельность в топку!
Вот поэтому талантливые люди в регионах не идут сегодня на телевидение – больше отдачи будет, если они выплеснут свою энергию в ютьюб. По этой причине в регионах нет жесткого отбора. Вместо профессионалов на местные студии набирают полуграмотных студентов, которые готовы за крохи делать любую работу.
С качеством рекламы – тоже беда. В некотором царстве-государстве чаще рекламируют услуги, чем товары. Наверное, это ключевое отличие от федералов. Другое отличие – это то, что претензий к качеству почти не бывает. Для заказчиков главное – потратить минимум средств. Поэтому 90% – это скучная информационная реклама, сделанная с помощью компьютерной графики. Времени на съемки и монтаж редакция стала тратить намного меньше и жить стала за счет рекламодателей. Учредителей это обстоятельство крайне раздражало, и они стали всё чаще подумывать о закрытии редакции-нахлебника. 

 


А оставшимся сотрудникам редакции не оставили выбора – хочешь, увольняйся или смирись и плыви по течению. Иногда операторы мечтают купить камеру за миллион – чтобы была красивая картинка, как у больших компаний. Но они понимают, что это утопия – камера будет окупаться десять лет и за это время студия несколько раз успеет закрыться. Ну и для того чтобы работать с хорошим оборудованием, нужны люди с профильным образованием. А их нет.
Многие региональные журналисты в какой-то момент начинают считать себя местными звездами и успокаиваются. Так случилось и с «ХД». Рейтинг канала упал ниже плинтуса, и даже бабушки его уже не смотрят, предпочитая сериалы и новости на федеральных каналах. «ХД» превратился в болото, трясину. Наверное, это судьба всех местных каналов в нашей стране. Но учредители этого болота не шибко и переживают. Они-то прекрасно понимают, что из своего болота всегда можно выжать последние соки. На крайняк продать кому-нибудь. Но есть один плюс у «ХД». Он никогда не будет признан иноагентом, и его никогда не закроет Роскомнадзор. Потому что на*ер никому не нужен! 

 

 

20 сентября 2021 года