-
Дата и время
«Я атеист, но если есть ад, то журналисты туда попадут»
В. Познер
Сегодня поговорим о продажности журналистов, которые работают на государственных и муниципальных телеканалах. Надо понимать, что СМИ – это бизнес, и соответственно, между журналистом и хозяином телеканала или газеты существуют отношения как между наемным персоналом и работодателем. И если хозяина спонсирует власть, то он будет писать и снимать НЕПРАВДУ в интересах спонсора. А журналиста, который попытается сказать правду – выгонит. Это нехорошо, но нормально.
Для общества вредны не отношения «хозяин – работник» между журналистом и владельцем газеты или телеканала, а вреден монополизм. Глупо ожидать, что производитель сельхозпродукции сам тебе расскажет, какую гадость он брызгал на картошку и морковку и почему ее нельзя есть. Однако при наличии конкуренции и разных СМИ всегда найдется то, которое расскажет про конкретного производителя всю правду-матку – чтобы приподняться на скандале и утопить конкурента. Так оно всё и работает. Вот, например, дмитровский кабельный телеканал «Вечерний Дмитров». За 25 лет своего существования организация поменяла кучу названий из-за смены сетевых партнёров и сегодня называется «360 Дмитров», так как «легла» под губернаторский телеканал «360». На протяжении четверти века «Вечерний Дмитров» не имел конкурентов в Дмитровском районе и поэтому снимал то, что хотел. Вернее, то, что хотела местная власть. А власть всегда и во все времена желала позитивных и хвалебных репортажей. И никакой критики!
Подняв в репортаже какую-либо проблему, журналист из «Вечернего Дмитрова» всегда получал оплеуху от главного редактора и директора. Получив две-три оплеухи, непокорного журналиста без сожаления и сострадания увольняли. Старались обходиться без 33-й статьи трудового кодекса, дабы избежать нежелательных последствий. Такой отсев журналистского материала начался при нынешнем главе Дмитровского округа Илье Поночевном и длился на протяжении двух лет. За это время из редакции были уволены «неправильные» журналисты и набраны «нужные». Набирали, как правило, молодых людей из числа студентов без иллюзий и амбиций и старых хитрожопых приспособленцев, готовых выполнить любой приказ начальника. С этих пор дмитровский телеканал окончательно потерял своё лицо и авторитет. А ведь он был! До прихода ставленника губернатора Московской области Поночевного кабельный канал «Вечерний Дмитров» имел довольно интересный контент практически для всех категорий зрителей. Это были детские передачи, спортивные репортажи, авторские программы и ежедневные новости. Хозяин телеканала дружил с городскими властями и старался их не расстраивать. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов и его подчинённые регулярно выступали в «Прямых эфирах» и вели с жителями Дмитровского района незатейливый диалог. И даже платили за эти эфиры деньги хозяину телеканала. Это был «бархатный сезон» для «Вечернего Дмитрова». Но всё хорошее всегда когда-нибудь кончается.
Когда ощущается дефицит непрофессионалов, которые готовы ради премии или лояльности власти продать свою душу, их собирают по сусекам. На самом деле таких продажных псевдо-журналистов найти непросто. Потому что честных людей все-таки больше, и они ни за какие пряники не пойдут прогибаться, а уж тем более на региональные тв-каналы. Вот нашел "Вечерний Дмитров" товарища Роя из Томска. Этот персонаж всегда хотел выделиться, стать медиа-бизнесменом (провалившийся проект Рой-медиа), занять тёпленькое местечко. Но всё как-то не задавалось. За что бы ни брался Рой, всегда получал оплеуху и волчий билет. Из томского телеканала ТВ-2 Роя попросили уйти, Сергей Безруков тоже послал (проект Театр-ТВ). Потому что привык Евгений Рой воровать чужие идеи и выдавать их за свои. Плагиатором стал первоклассным. Вот таких "журналистов" и приютил Дмитровский кабельный канал.
Корреспондент телестудии "Вечерний Дмитров" Евгений Рой
Журналисты «Вечернего Дмитрова» до сих пор стонут, что их «заставляют врать», хотя у них всегда есть выход: не хочешь врать – увольняйся. Проблема «врущих СМИ» – это не какая-то специфическая проблема. Порок самой системы российских СМИ – это общая проблема бизнеса как такового: всегда у бизнеса есть соблазн подпортить продукт, чтобы все равно его потом впарить и получить дополнительную прибыль. В этом смысле «врущее СМИ» ничем не отличается от, скажем, булочника, который борется с соблазном подмешать в муку известку, или молочника, который с трудом удерживается, чтобы не разбавить своё молоко водой.
Мировая практика и история учат, что никаких херувимов ни в молочном деле, ни в мукомольном, ни в издательском нет: будет монополия – намешают известки только так. В совке, в условиях тотального монополизма, на колбасных заводах, как известно, колбасу из крыс делали, приправив это дело туалетной бумагой. И ничего – народ давился в очередях, хавал и нахваливал. Кошки только не ели – они несознательные. Так и с медиаконтентом. Зрители с удовольствием кушали то, что давали им с голубого экрана. Старшее поколение, кстати, кушает до сих пор.
Кабельный телеканал «Вечерний Дмитров» всегда был лоялен к областной и местной власти. Так уж сложилось. Без этого учредители канала никогда бы не стали состоятельными людьми, а сама студия никогда бы не получила субсидии и контракты. Лояльность усилилась, когда кресло главы Дмитровского округа занял Илья Поночевный. Вместе со своим заместителем Оксаной Котовой он взял местные СМИ под полный контроль. По воле главы Дмитровского округа убрали даже главного редактора и соучредителя «Вечернего Дмитрова» Михаила Ларина (вероятно, из-за скандала с дмитровским военкомом). В газете «Дмитровский вестник» также прошли масштабные чистки – штат сократили до одного корреспондента и фотографа. Ну, и все статьи, разумеется проходят цензуру – ни одного плохого слова про власть!
Корреспондент телестудии "Вечерний Дмитров" Екатерина Балаян
Де-факто главным редактором телестудии «Вечерний Дмитров» стал Илья Поночевный, а де-юре – сын директора студии Денис Стародубов. Отныне весь контент телеканала определяется из окружной администрации. Для пиара Ильи Поночевного на студии придумали программу «Прямой разговор» с ведущей Екатериной Балаян. Все вопросы, которые задает ведущая Поночевному готовят сотрудники администрации. В том же духе проходит и прямой эфир с чиновниками: все звонки от жителей фильтруются, а вопросы гостям заранее готовятся и согласуются с администрацией.
Корреспондент телестудии "Вечерний Дмитров" Наталья Курышкина
Представим на минуту, что в Дмитровском округе появилась небольшая прогрессивная студия со своим вещательным оборудованием, деньгами и амбициями. Купила свою частоту, открыла ютуб-площадку и решила привлечь внимание аудитории своими смелыми репортажами. И провластный «Вечерний Дмитров» через некоторое время сдулся. Его скучные репортажи об открытиях детских площадок и утренниках в детских садах и так никто не смотрит. А с появлением нового телеканала, поднимающего в репортажах и статьях местные проблемы, зритель точно бы выбросил «Вечерний Дмитров» из своего телевизора. Это называется конкуренцией.
К 2023 году, когда вся студия была зачищена, отец и сын Стародубовы, наконец, обрели покой. Сын Денис (слева) - главный редактор, отец Олег - директор студии
Но конкурент за все эти годы так и не появился в Дмитровском округе. И не потому, что нет смелого хозяина и отважных журналистов. Они есть. Просто местной власти совсем не хочется видеть под боком независимые медиа, которые время от времени портят ей рейтинг и авторитет. И чиновники топят любую попытку создать конкуренцию. Инструментов для этого предостаточно. Можно позвонить в Минцифры, Роскомнадзор, ФСБ, объявить новый телеканал иноагентом, заблокировать доступ журналистов к официальной информации и т.д. Всё это на руку «Вечернему Дмитрову», его хозяину тоже нужен покой и тёплый диван. Конкуренция – это всегда нервы, дополнительные траты, а иногда и стрельба из огнестрела. Пока существует продажная власть, о конкуренции можно забыть. А значит, телевизор с его мерзким контентом можно и нужно выключить.
25 октября 2022 года